Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

«Нежная субстанция».

«Нежная субстанция».

Курс молодого реформатора

15 июля 2016 года президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов провел расширенное заседание Кабинета министров, посвященное итогам социально-экономического развития страны за шесть месяцев 2016 года. В числе прочих, членами правительства было заслушано сообщение вице-премьера, управляющего делами Аппарата президента и Кабинета министров страны Шамухаммеда Дурдылиева. Наряду с данными по производству продукции, оказанию услуг и объемам работ по благоустройству населенных пунктов, вице-премьер доложил о рассмотрении жалоб и заявлений, поступающих в Аппарат президента и Кабинета Министров.

Президент отреагировал на это сообщение вице-премьера. «В установленном порядке и в четком соответствии с обозначенными сроками компетентные государственные органы должны рассматривать поступающие от граждан страны заявления и жалобы, давать на них подробные ответы. Следует принимать конкретные шаги в целях устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов туркменистанцев», — сказал он и дал управделами и другим руководителям ряд конкретных указаний на этот счет, говорится в сообщении ТДХ.

Есть такое право!

Право гражданина обжаловать действия властей, будь то руководитель низшего звена или правительственный чиновник, является одной из приорететных норм, принятых в демократическом обществе, заинтересованном в том, чтобы право одной стороны использовать власть было уравнено правом другой стороны обжаловать эти решения, требовать их пересмотра, изменения или отмены. Жалобы на нарушения прав или на другие действия должностных лиц являются одной из форм участия граждан в государственной и общественной жизни. Они способствуют устранению недостатков, укреплению законности, а значит, и улучшению социально-политического климата в стране в целом. Поэтому государство заинтересовано в предоставлении гражданам соответствующих гарантий реализации такого права.

Всем известно, что для обращения в судебные органы необходимо соблюдение определенной процедуры, и не все граждане к этому готовы. Именно поэтому они обращаются не в суд, а в учреждения, организации, на предприятия или к должностным лицам, в непосредственном ведении которых находится, по их мнению, решение поставленных в обращении (жалобе) вопросов. Также государство может создавать специальные органы, защищающие права людей и уполномоченные оперативно выносить решения, исходящие из здравого смысла и не противоречащие букве закона.

«Что за комиссия, создатель?»

На заре своего президентства К. Бердымухаммедов, отвечая на вопрос относительно перспектив демократического развития Туркменистана, назвал демократию «нежной субстанцией», которую «невозможно насаждать, применяя готовые импортные модели», а можно только «бережно выращивать, пользуясь мудрым национальным опытом и традициями предыдущих поколений».

В то время в Туркменистане существовало два государствнных органа, уполномоченных заниматься правами человека: Комитет Меджлиса (парламента) по защите прав и свобод человека и Национальный институт демократии и прав человека при президенте. Бердымухамедов создал третий.

Одним из его первых указов был указ «О создании Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана» от 19 февраля 2007 г. Комиссия создавалась «в целях дальнейшего развития демократических основ в государственной и общественной деятельности Туркменистана, обеспечения защиты прав и свобод личности, провозглашенных в Конституции Туркменистана, совершенствования порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов». В ее состав вошли президент Туркменистана (председатель Комиссии), председатель Верховного суда, заведующий Отделом анализа деятельности правоохранительных и военных органов Аппарата президента Туркменистана (секретарь Комиссии); министры внутренних дел и адалат (юстиции), генеральный прокурор, начальник Службы безопасности президента, председатель и еще один член Комитета по защите прав и свобод человека Меджлиса, первый секретарь Политсовета Демократической партии, а также председатели Центрального совета Союза молодежи, Союза женщин и Национального центра профсоюзов.

Указ предписывал проводить заседания Комиссии один раз в месяц, а между заседаниями работу по приему и регистрации обращений и сбору дополнительной информации по ним осуществлять Отделу анализа деятельности правоохранительных и военных органов Аппарата президента Туркменистана (для чего численность отдела увеличивалась с 8 до 12 человек) и готовить отчет для Комиссии. Был создан громоздкий бюрократический аппарат, прочно замкнутый на президента.

Рассмотрение обращений Госкомиссия должна была осуществлять в соответствии с законом Туркменистана «Об обращениях граждан и порядке их рассмотрения» от 14 января 1999 г., предписывающим не направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия либо решения которых обжалуются. Подчеркивалось, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Туркменистана, а также устанавливались сроки рассмотрения в зависимости от сложности проблемы — от 15 до 45 дней.

В начале «славных» дел

Менее чем через месяц, 10 марта состоялось первое заседание новорожденной Госкомиссии, на котором было заявлено, что «ни одно из поступающих в адрес Комиссии обращений не останется без внимания, по каждому отдельному случаю будут приняты соответствующие меры» и что к работникам правоохранительной сферы будет предъявлен «повышенный спрос за соответствие высокому званию блюстителей закона, за безупречное исполнение профессионального и человеческого долга», — говорилось в сообщении ТДХ.

Еще через месяц, 9 апреля президент за серьезные недостатки, допущенные в работе, неспособность руководить вверенным министерством, недостаточную требовательность к работникам подведомственных служб и ослабление дисциплины лишает поста министра внутренних дел Акмамеда Рахманова, назначенного Сапармурадом Ниязовым в декабре 2004 года, а в феврале 2007 года вошедшего в первый состав Кабинета министров Бердымухаммедова.

«Органы внутренних дел глубоко поразили такие пороки, как взяточничество, круговая порука, сращивание с преступностью, не говоря уже о низком профессиональном уровне кадров, — заявил Бердымухаммедов. — Коррупция поразила практически все подразделения МВД, включая управление по борьбе с экономическими преступлениями, пенитенциарную систему и даже те структуры, которые отвечают за борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма». Он обвинил министра в том, что «стражи порядка организовывали искусственные трудности для молодого туркменского бизнеса, вынуждая его представителей к даче взяток, укоренившаяся преступная практика зачастую мешала деятельности иностранных компаний в Туркменистане». Были названы цифры: в 2006 году и первые месяцы 2007 года из рядов МВД за разного рода нарушения были уволены 317 человек, в том числе 219 — офицеров, а также приведена статистические данные, свидетельствующие об увеличении преступлений, связанных с распространением наркомании.

Новым главой МВД был назначен Ходжамурад Аннакурбанов, продержавшийся на этом посту до 8 октября 2007 года. В ходе очередной «чистки» силовых ведомств он был отправлен в отставку с формулировкой «как не обеспечивший руководство Министерством и допустивший многочисленные нарушения законности». В тот же день «по состоянию здоровья» был уволен 48-летний министр национальной безопасности — выдвиженец Ниязова, вошедший затем в Кабинет министров нового президента, Гельдымухаммед Аширмухаммедов. Вместе с министрами были уволены их первые замы, а также ряд высокопоставленных сотрудников МВД и МНБ, в том числе начальники управлений полиции Ашхабада и Дашогуза.

Увольнение силовиков сопровождалось данными о нарушениях, выявленных в результате проверки Генеральной прокуратурой, а также в ходе работы Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан. При этом, как сообщало ТДХ со ссылкой на выступление президента Бердымухаммедова, «за последнее время число жалоб граждан на неправомерные действия соответствующих должностных чинов возросло вдвое». «Ветры перемен словно и не коснулись МВД, где планка ответственности, компетентности, требовательности упала ниже некуда», — сказал президент. — Авторитету блюстителей порядка нанесен серьезный удар, и чтобы восстановить свое доброе имя, им придется немало постараться».

«По нашим сведениям, — отмечал в апреле 2007 года руководитель "Туркменской инициативы по правам человека" Фарид Тухбатуллин, — поток писем и заявлений граждан, считающих себя или членов своей семьи пострадавшими от репрессий со стороны правоохранительных органов, достаточно велик». Этот факт свидетельствовал о том, что граждане поверили: жалобы будут справедливо рассмотрены, а проблемы разрешены. «Однако в ряде случаев письма граждан возвращаются по месту их жительства, на рассмотрение в хякимлик, местный департамент полиции или даже в то самое ведомство, на которое человек жалуется», — добавил правозащитник.

Время всепрощения?

В функции Госкомиссии вошла также работа по подготовке документов к президентским акциям помилования. Выступая на заседании Кабинета министров 9 августа 2007 года, член Комиссии генеральный прокурор Туркменистана Мухаммедкули Огшуков подчеркнул, что, главную задачу своей деятельности Государственная комиссия видит «в обеспечении справедливого, объективного и компетентного подхода в отношении каждого отдельного обращения». Затем он представил президенту подготовленые документы на 11 заключенных, некоторые из которых были осуждены по обвинению в участии или недоносительстве в связи с событиями 25 ноября 2002 года, после чего президент непосредственно в ходе заседания Кабинета подписал указ об их помиловании. Он также предложил впредь проводить акции помилования поэтапно, в течение всего года с учетом того, что Государственная комиссия по рассмотрению обращений граждан «работает на постоянной основе».

Туркменские СМИ подробно информировали об этом «новом шаге на пути гуманизации туркменского общества», подчеркивая, что «решение о помилования лиц, преступивших закон и приговоренных к лишению свободы на срок от 5 до 22 лет, было принято с учетом рассмотрения многочисленных обращений граждан, поступающих в Государственную комиссию по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана».

Еще больший резонанс получила осенняя 2007 года акция помилования, приуроченная к окончанию священного для мусульман месяца Рамадан. В результате этой акции на свободу вышли 9013 заключенных. (Последняя массовая акция помилования — 10056 человек — была предпринята Ниязовым незадолго до смерти, в октябре 2006 года).

Смущало одно: подавляющее большинство заключенных, освобожденных указом Бердымухаммедова от 29 сентября 2007 года, были осуждены в 2006-2007 годах (2406 и 5054 чел., соответственно). Также вопреки официальным утверждениям о том, что в число помилованных не вошли лица, неоднократно судимые, детальный анализ поименных списков, которые в то время публиковались местными газетами, свидетельствовал об обратном: некоторые заключенные отбывали наказание во второй или даже третий раз. Кроме того, власти заявляли, что не будут помилованы лица, совершившие тяжкие преступления. Тем не менее среди вышедших на свободу были осужденные за убийство и торговлю наркотиками, причем судимые неоднократно, то есть рецидивисты. Это естественным образом наводило на мысли о начавшейся в системе Госкомиссии коррупции.

Что же касается десятков осужденных по «делу 25 ноября», несмотря на то, что их родственники неоднократно собирали подписи под обращениями в Госкомиссию и лично президенту Бердымухаммедову с просьбой о смягчении режима содержания заключенных, просили разрешить если не свидания, то хотя бы переписку и передачи, им ни разу такой возможности предоставлено не было. Во многих случаях не было предоставлено информации даже о местонахождении заключенных.

Синдром выеденного яйца

Несомненно, первое время президент следил за деятельностью возглавляемой им Комиссии и даже в июле все того же 2007 года освободил от занимаемой должности как «не справившегося с обязанностями по руководству Государственной комиссией по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана и за допущенные многочисленные нарушения законности в работе казыетов (судов)» председателя Верховного суда Ягшигельды Эсенова.

Международные организации в целом положительно оценили учреждение Комиссии, не прекращая, тем не менее, критиковать правительство Туркменистана за многочисленные нарушения прав граждан.

С течением времени все сведения о деятельности Комиссии стали ограничиваться краткими и нерегулярными сообщениями ТДХ об очередном заседании, «на котором были рассмотрены итоги работы за минувший период и намечены планы на будущее». На международный же уровень выносилась некоторая информация о результатах ее деятельности. Например, в 2011 году в Комитет ООН по правам человека (КПЧ) было сообщено, что «заявлений по поводу применения пытки к задержанным и жестокого обращения с задержанными в момент задержания и во время предварительного заключения в вышеуказанную комиссию, суды и правоохранительные органы Туркменистана не поступало».

В другом докладе в КПЧ ООН (2015 год) сообщалось, что «за период с января 2012 года по май 2015 года было рассмотрено 33 дела по вопросам деятельности правоохранительных органов. Из них: в 2012 году — пять дел, 2013 году — шесть дел, 2014 году — 14 дел, 2015 году — восемь дел. По трем делам иски были удовлетворены, по 18 делам иски были оставлены без удовлетворения, по 12 делам производство было прекращено».

И это за два с половиной года!

На этом можно было бы повествование о Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана закончить, не напомни вице-премьер Дурдылиев на последнем Кабмине о жалобах и заявлениях, поступающих в Аппарат президента и Кабинета министров.

Здравый смысл подсказывает, что просто так в этом мире ничего не происходит, и если зашла речь о жалобах граждан, это неспроста, и можно ожидать всего: от новой волны «чисток» в правоохранительных органах — до создания еще одной новой комиссии.

Нургозель Байрамова www.gundogar.org

Последние новости

Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: С.Ачиловой назначили лечение, но не озвучили диагноз. Она отказывается принимать лекарства
Хроника Туркменистана: С.Ачиловой назначили лечение, но не озвучили диагноз. Она отказывается...
HRW: Туркменистан принудительно госпитализирует правозащитницу
HRW: Туркменистан принудительно госпитализирует правозащитницу
Кампания в защиту Солтан Ачиловой
Кампания в защиту Солтан Ачиловой
Хроника Туркменистана:“Туркменские власти в очередной раз не позволили Солтан Ачиловой выехать из страны для получения международной премии (дополнено)“
Хроника Туркменистана:“Туркменские власти в очередной раз не позволили Солтан Ачиловой выехать из...