Недавнее заявление МИДа Туркменистана поставило точку в вопросе двойного гражданства, дав понять, что для людей с двумя паспортами - туркменским и российским одновременно наступают сложные времена.
7 июля Министерство иностранных дел Туркменистана распространило заявление о том, что в Конституции страны нет каких-либо положений о двойном гражданстве.
По мнению министерства, необходимость озвучить данную позицию еще раз назрела, «в связи с появлением в последние дни в некоторых средствах массовой информации сообщений относительно вопросов пересечения государственной границы Туркменистана лицами с так называемым «двойным гражданством» Туркменистана и России».
Заявление МИД имеет нехарактерный для политики Туркменистана характер, так как упоминаемые «некоторые СМИ» поддерживаются туркменской ссыльной оппозицией и обычно игнорируются властями.
В начале июля на веб-сайте chrono-tm.org появилось сообщение о том, что гражданам Туркменистана, имеющим российские паспорта, запрещается выезд из страны, и что чиновники принуждают их отказываться от одного из их паспортов.
Из всех центрально-азиатских стран наиболее суровые ограничения на свободу перемещения существуют в Туркменистане. Граждане, имеющие туркменский паспорт, должны получать разрешение даже на короткие заграничные поездки. Такие разрешения действительны только для названного пункта назначения и только на определенный период времени. Ограничения свободы выезда из страны затронули более широкие слои населения после того, как с июня 1999 года разрешительная виза стала необходима для поездок в государства Содружества независимых государств. С этого времени возможности поддержания гражданами Туркменистана многочисленных личных и деловых связей оказались в полной зависимости от решения секретной полиции. По словам местных наблюдателей, Комитет Национальной Безопасности использует систему выездных виз в качестве способа ограничения свободы передвижения для ненадежных с точки зрения властей лиц.
Соглашение о двойном гражданстве было принято Россией и Туркменистаном в 1993 году, и многие люди – как этнические русские, так и этнические туркмены – смогли получить второй паспорт.
Позже, после того, как в конце 2002 года на президента Сапармурата Ниязова было совершено покушение, Туркменистан в одностороннем порядке вышел из данного соглашения. Контроль над пересечением гражданами государственной границы был усилен.
Как правило, обладатели двойного гражданства пользовались своим российским паспортом во время путешествий и поездок. Российский паспорт не только открывает двери для безвизовых поездок в Россию и соседние государства, но и во многом облегчает получение визы в западные страны.
Несмотря на отсутствие официальных данных о количестве туркменов, имеющих российские паспорта, правозащитники утверждают, что их число составляет около 100 тысяч человек.
В 2008 году власти Туркменистана начали выпуск новых биометрических паспортов. Граждане, подавшие заявления на их получение, вскоре стали отмечать, что для получения нового паспорта от них требуют отказа от российского гражданства.
Очевидно, что недавнее заявление отмечает новое давление на лиц с двойным гражданством и противоречит духу обещаний о реформах и большей открытости, данных президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым, когда он пришел к власти в 2007 году после смерти Ниязова.
Таджигуль Бегмедова, глава Туркменского Хельсинкского Фонда в Болгарии, отмечает, что новые туркменские паспорта дают властям возможность «причесать всех людей под одну гребенку».
«Если в стране все будут иметь только одно гражданство, то моментально снимается вопрос о существовании людей, которые пока находятся в относительно привилегированном положении, - имеют второе гражданство, значит, теоретически могут обратиться за защитой к России», - говорит Бегмедова, добавляя, что имели место случаи, когда граждане обращались за помощью в российское посольство и дальше в Европейский суд по правам человека.
По словам Бегмедовой, на обладателей российских паспортов «младшие чиновники смотрят как на нарушителей закона, а силовики – как на потенциальных противников режима».
Вячеслав Мамедов, лидер Гражданского демократического союза, базирующегося в Нидерландах, отмечает, что соглашения о двойном гражданстве являются обязательствами международного характера, которые не могут меняться по прихоти одного из государств-участников.
Москва должна предпринимать более активные действия для того, чтобы защитить своих граждан, в то время как в данный момент российское посольство только начало связываться с туркменскими властями по данному вопросу, говорит Мамедов.
Мамедов предполагает, что инициировали недавнее заявление об отказе Туркменистана признать двойное гражданство президент Бердымухаммедов и его окружение.
«В основе их действий – неприкрытое раздражение, что некоторая часть туркменских граждан пользуются льготами, определяемыми межгосударственным соглашением. По их мнению, в стране, где они и только они должны определять право на выезд, не может быть никаких льготников этом вопросе».
Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.