Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

К Параллельной Конференции гражданского общества, приуроченной к Саммиту ОБСЕ в Астане.

К Параллельной Конференции гражданского общества, приуроченной к Саммиту ОБСЕ в Астане.

Открытое письмо представителей туркменского гражданского общества.

Дорогие друзья и коллеги!

К огромному сожалению, делегаты от гражданского общества Туркменистана не могут присутствовать на Параллельной конференции. Власти Туркменистана и Казахстана приложили максимум усилий, чтобы блокировать наш приезд в Астану. Туркменские власти — угрозами физической расправы и, фактически, домашними арестами; власти Казахстана — отказами в выдаче виз. Такая слаженная «кооперация» в рамках ОБСЕ могла быть похвальной, если б не ее содержание.

Тем не менее, мы благодарны Оргкомитету за то, что наш голос может быть услышан вами.

Первое, что мы хотели до вас донести: Гражданское общество в Туркменистане уничтожено. Единицы активистов вынуждены работать фактически в подполье. Даже робкие попытки кооперации и сотрудничества жестко пресекаются. Аресты, домашние аресты, избиения, угрозы, провокации, дискредитация, выдавливание из страны — реальность и последняя фаза разгрома гражданского общества в Туркменистане. Это не единичные случаи преследования активистов в Туркменистане, это атмосфера нашего существования. Более того, власти уже угрожают физической расправой туркменским активистам за рубежом.

Власти Туркменистана поставили под жесткий контроль не только людей с четкой гражданской позицией, писателей, журналистов, активистов, но и целые религиозные общины, члены которых также постоянно подвергаются гонениям и репрессиям.

В стране полностью угнетены или вообще отсутствуют: свобода слова, свобода собраний, свобода вероисповедания, свобода передвижения, включая право на свободный выезд из страны, права национальных меньшинств, права заключенных, право на труд.

И этот опыт должен послужить уроком для всех. Ибо мы видим, что «туркменская модель» подавления гражданского общества, уже применяется властями в других странах Центральной Азии, и не только в них.

Мы предупреждаем: то, что удалось властям в Туркменистане, без всякого сомнения, ждет и вас. Без внятного и солидарного отпора властям и конформистам, гражданское общество стран Центральной Азии обречено на деградацию и вымирание по «туркменской модели».

Второе. ОБСЕ в Туркменистане давно перестала играть роль действенного механизма и проводника демократии. Офис ОБСЕ в Ашхабаде занят лишь имитацией процесса осуществления своего мандата.

Вместо принципиального и бескомпромиссного отстаивания основополагающих принципов организации, офис ОБСЕ занят мелочными проектами по обучению государственных чиновников основам «сотрудничества и безопасности». Но не в контексте буквы и духа ОБСЕ, а в понимании «сотрудничества и безопасности» туркменскими властями.

Эта имитация и конформизм полностью дискредитируют присутствие ОБСЕ в стране. Своим присутствием и деятельностью в Туркменистане, ОБСЕ фактически является адвокатом тоталитарного туркменского режима.

Мы призываем: Все страны–участницы ОБСЕ, бюрократию ОБСЕ, международное гражданское сообщество, правозащитные и гуманитарные организации, авторитетных мировых лидеров, средства массовой информации — приложить максимум усилий для реанимации деятельности ОБСЕ в Туркменистане к полноценному, принципиальному и бескомпромиссному выполнению гуманитарной составляющей основополагающих документов Организации;

в том числе: — к проведению постоянного мониторинга состояния демократии и прав человека в Туркменистане с регулярной публикацией соответствующих отчетов, содержащих констатацию и конкретные оценки ситуации;

— к привлечению к такому мониторингу гражданских активистов, правозащитников из Туркменистана и международные правозащитные организации;

— к ревизии результатов «Московского механизма», примененного к Туркменистану в 2003 году;

— к началу открытого и публичного диалога с властями страны о судьбе политических заключенных и узников совести, особенно для случаев их бесследного исчезновения.

И, третье, последнее: После 20-ти лет развала СССР, и строительства «демократии», мы живем в странах с еще меньшим демократизмом, плюрализмом, чем во времена Перестройки в СССР.

За все это время правозащитное сообщество — в каждой отдельной стране и на международном уровне, оказалось менее принципиальным в солидарной деятельности и ответственности друг перед другом, чем было необходимо на самом деле.

Это позволило властям наших стран и международной бюрократии, и в первую очередь ОБСЕ, не развивать демократические процессы, а имитировать их.

И «сон демократии породил чудовищ» наших режимов. Наши оппоненты хорошо учатся друг у друга, в том числе и по подавлению гражданского общества.

И на развалинах ОБСЕ мы обязаны извлечь уроки из нашего поражения.

Нашей целью должна стать жесткая позиция по возврату наших правительств и ОБСЕ в целом к изначальным ценностям Хельсинкского процесса.

На новом этапе борьбы за права человека, мы призываем вас к большей солидарности, принципиальности, бескомпромиссности. В противном случае всех нас ожидает «туркменская модель».

С уважением,

(всего 19 подписей). Источник :: Хроника Туркменистана.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.