Три года назад Гурбангулы Бердымухаммедов занял пост главы Туркменистана после неожиданной кончины его предшественника Сапармурата Ниязова.
Ниязов, который называл себя "Туркменбаши" – отцом всех туркмен, – возглавлял страну еще с Советского периода. Туркменский лидер отличался своим тоталитарным стилем правлением и стремлением контролировать все сферы жизни граждан своей страны. Например, Туркменбаши отменил важные предметы в учебных заведениях и вместо этого ввел обязательное изучение его книги "Рухнама". Он также закрыл оперу и театр и изменил названия месяцев и дней недели.
Изменился ли Туркменистан с тех пор?
В своем выступлении в Институте Кеннана при исследовательском центре Вудро Вильсона бывший посол США в Туркменистане Ричард Майлс отметил, что страна пережила значительные перемены с 2006 года. Например, количество студентов, обучающихся заграницей, выросло с 200 до 2000, снова открылись опера и театр, и Бурдымухаммедов разрешил доступ в Интернет, которого не было во время правления Ниязова.
Однако в политике и экономике страны мало что изменилось. "После смерти Ниязова в Туркменистане не было борьбы за власть, а произошла простая перестановка кадров", – говорит Майлс. В результате правление Бурдымухаммедова во многом напоминает его предшественника. Страна по-прежнему сохранила нейтралитет и отказывается от присоединения к международному сообществу. Негодные политики отстраняются от должностей и преследуются. "Огромные статуи Туркменбаши до сих пор стоят по всей стране, но теперь появилось большое количество статуй – таких же размеров – Бурдымухаммедова", – рассказывает бывший посол США в Туркменистане.
Также остается неясным, почему президент запретил местным студентам выезжать из страны для продолжения учебы в Американском университете в Центральной Азии, который находится в Кыргызстане.
Вместе с тем нынешний глава Туркмении больше путешествует и принимает у себя больше гостей. "Туркменбаши предпочитал не путешествовать. Но сложно назвать страну, которую бы Бурдымухаммедов не посетил за последние три года, – говорит Майлс. – Он был несколько раз в США с визитом в ООН, недавно ездил в Японию, скоро его посетят президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад и президент России Дмитрий Медведев". Бурдымухаммедов также встречался с некоторыми высокопоставленными политиками США, например, с госсекретарем Хиллари Клинтон и ее заместителем Уильямом Бернсом.
"Бердымухаммедовым были сделаны как косметические поправки в политической сфере, так и некоторые серьезные изменения в экономике, например, введение официального единого курса маната к иностранной валюте", – сказал "Голосу Америки" профессор Университета Аделаиды Ричард Помфред. Самым значительным изменением в экономической политике стало строительство газопровода в Китай. Но, по мнению эксперта, эти изменения далеки от систематичной трансформации политики и экономики страны. "Туркменистан не должен упустить шанс присоединиться к газопроводу "Набукко" и поставлять газ в Европу", – считает Помфрет.
По мнению Ричарда Майлса, интересам США сегодня отвечает сотрудничество с Туркменистаном в энергетической сфере и участие туркменского правительства в международной борьбе против терроризма в Афганистане. "Но для Туркменистана сохранение собственного нейтралитета остается важной задачей, поэтому Туркменистан не разрешает сухопутный транзит грузов через свою территорию", – отмечает эксперт. Сегодня в рамках "Северной сети доставки" международной коалиции (ISAF) Туркменистан открыл только воздушные пути для транзита и разрешил заправку авиалайнеров на своей территории.
По мнению бывшего посла США в Ашхабаде, нельзя забывать тот факт, что Туркменистан находится между двумя странами, с которыми у США сложные отношения – Иран и Афганистан. "Но, несмотря на это, Туркменистан не участвует в конфликтах и не имеет спорных территорий с соседями, – продолжает Маилс. – Страна движется вперед, но по собственному сценарию. Как говорил Ленин, "два шага вперед, один шаг назад".
На протяжении многих лет "Фридом Хаус" в своих ежегодных докладах "Свобода в мире" оценивает политическую ситуацию в Туркменистане как наиболее далекую от демократических преобразований. После смены режима в 2006 году, рейтинг Туркменистана не изменился.
Эрика Марат 8 декабря 2009
Источник - Голос Америки