Туркменистан в своем ответе Комитету ООН по правам человека по вопросам, связанным с нарушениями прав человека, вновь заявляет, что корреспондент Туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода Огулсапар Мурадова покончила жизнь самоубийством. Мурадова умерла в сентябре 2006 года в туркменской тюрьме. Ее тело было выдано семье с явными следами насилия. Комитет ООН по правам человека признал Туркменистан ответственным за ее смерть.
Очередное официальное заявление Туркменистана содержится в ответах Туркменистана на перечень вопросов в связи с предстоящим слушанием третьего периодического доклада по правам человека. Отчет страны по Международному пакту о гражданских и политических правах будет заслушан в конце февраля на 137-й сессии Комитета ООН по правам человека, который пройдет с 27 февраля по 24 марта 2023 года.
В информации, опубликованной на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, власти Туркменистана отрицают применение пыток к Огулсапар Мурадовой. Отмечается, что прокуратура провела проверку по факту суицида, по итогам которой было отказано в возбуждении дела, а тело передали родственникам.
Корреспондент Азатлыка Мурадова погибла в заключении при невыясненных обстоятельствах в сентябре 2006 года. При опознании родственники увидели на теле журналистки множественные травмы. Власти Туркменистана свою причастность к гибели Мурадовой не признали.
Огулсапар Мурадова – соучредитель правозащитной организации «Туркменский Хельсинкский фонд». С 2004 года она работала корреспондентом Радио Азатлык (Туркменской редакции Радио Свобода). Ее арестовали в середине июня 2006 года после контакта с французскими журналистами, которых власти потом обвинили в шпионаже. По данным правозащитников, арест журналистки провели без составления протокола и предъявления обвинений. К ней также не допускали адвокатов. Слушания по делу состоялись в Ашхабаде и проходили в закрытом режиме. Свою вину журналистка не признала.
Правозащитные организации назвали дело Мурадовой политически мотивированным и неоднократно выступали с требованием независимого расследования обстоятельств ее смерти. 3 августа 2018 года комитет ООН по правам человека признал Туркменистан ответственным за пытки и смерть Мурадовой.
В ответе Туркменистана на перечень вопросов в связи с предстоящим слушанием третьего периодического доклада по правам человека, упоминается также дело 24-летнего Касымберды Гараева, молодого туркменского врача, который в октябре 2019 года выступил на Радио Азатлык с публичным признанием, что он гей. Спустя несколько дней он исчез, после того как был вызван в отделение полиции.
Заявление Туркменистана о Гараеве содержится в части ответа на запрос о предоставить обновленную информацию о принятых или планируемых мерах по декриминализации сексуальных отношений между совершеннолетними лицами одного пола по обоюдному согласию. Запрос также содержит требование к Туркменистану предоставить сведения о количестве приговоров, вынесенных по статье 135 Уголовного кодекса за рассматриваемый период, а также принятых мерах по пресечению дискриминации и надлежащего расследования и наказания в связи со случаями насилия отношении представителей ЛГБТ. В запросе конкретно указывается случай Касымберды Гараева.
Перечень вопросов Комитета по правам человека ООН в связи с рассмотрением третьего периодического доклада Туркменистана также включает проблемы, связанные с коронавирусной инфекцией, имплементацией запрета пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, право на свободу передвижения, свободу мнений, а также гендерное равенство и насилие в отношении женщин, включая семейное насилие.
В 2022 году женщины в Туркменистане столкнулись с беспрецедентным давлением со стороны властей. Власти усилили контроль над внешним видом и поведением женского населения страны, в том числе запретив косметические процедуры, облегающие платья, вождение автомобиля и сидение на переднем сидении транспортных средств.
Ответ Туркменистана о гендерном равенстве содержит утверждение, что в стране существуют закон «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин» и Национальный план действий по гендерному равенству в Туркменистане на 2021–2025 годы. В качестве подтверждения сообщается, что 27% членов Халк Маслахаты (верхней палаты парламента) и 24,8% депутатов Меджлиса (нижней палаты) — женщины, а пост председателя в Меджлисе занимает женщина. К вопросу насилия в отношении женщин, в документе сообщается, что от пострадавших женщин принимаются заявления в полиции.
26 августа 2022 года Фонд ООН в области народонаселения опубликовал отчёт, в котором описывается ситуация с семейным насилием против женщин в Туркменистане, где обычно предпочитают скрывать такого рода негативную информацию. Согласно отчёту, 12 процентов опрошенных туркменских женщин признались, что когда-либо подвергались физическому или сексуальному насилию в семье.