Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

О туберкулезе в тюрьмах и в армии.

О туберкулезе в тюрьмах и в армии.

В июле 2005 г. Туркменистан справлял десятилетие внедрения в жизнь туркмен национальной программы “Здоровье” / в переводе на туркменский – Саглык/. И хотя итогом этой программы, по мнению международных организаций стало серьезное ухудшение системы здравоохранения, туркменские власти широко отпраздновали дату, а в октябре намерены продолжить празднование. Тревожную ситуацию в здравоохранении можно было бы смягчить благодаря немедленному применению рекомендаций соответствующих международных организаций, однако туркменское правительство категорически не премлет “советы извне”, тем самым усугубляя создавшееся положение.

По последним данным ООН продолжительность жизни в Туркменистане в 2002г. составляла в среднем 62,7 лет, являясь самой низкой в Европе и Средней Азии. Другие показатели также не внушают оптимизма. Видимо поэтому туркменское правительство прекратило подачу информации в ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Поскольку туркменское правительство засекречивает важнейшую статистику в области здравоохранения, мало информации о детской и материнской смертности, о заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, заболеваемости туберкулезом, сифилисом, СПИДом и многим другими.

Например, в стране тщательно скрывают статистику заболевания туберкулезом, в особенности в пенитенциарных учреждениях. Поступают не вызывающие сомнения сообщения о благоприятной почве для распространения туберкулеза в местах лишения свободы, об отсутствии кардинальных мер по улучшению условий содержания осужденных и лечения заболевших заключенных. Так, ни в одной из туркменских пенитенциарных учреждений не практикуется раздельное содержание осужденных, больных туберкулезом, от здоровых. Из-за высокой степени заболеваемости в местах лишения свободы администрации пенитенциарных учреждений не в состоянии обеспечить всех нуждающихся в лечении, “ведомственные” больницы переполнены, а другие по различным причинам не принимают больных из мест лишения свободы. К примеру в Душакской туберкулезной больнице, расчитанной на 340 человек, осужденных не лечат из-за их неплатежеспособности.

По последним данным, имеющимся в распоряжении ВОЗ, заболеваемость туберкулезом в Туркменистане превышала среднестатистический показатель более, чем в 2 раза. Согласно медицинского справочника возбудителем туберкулеза является “микобактерия туберкулеза, или палочка Коха. При активной форме туберкулеза палочка Коха быстро размножается в легких больного и разрушает легкие, отравляет организм человека продуктами своей жизнедеятельности, выделяя в него токсины. Чем ближе контакт с бактериовыделителем, тем большая доза бацилл попадает в легкие”. Общеизвестно, особенно большому риску заражения туберкулезом подвергаются люди, долгое время находящиеся в контакте с больным в плохо проветриваемом помещении: в тюремной камере, армейской казарме, больничной палате. В случае использования общих предметов обихода с больным туберкулезом вероятность передачи инфекции здоровому человеку увеличивается в десятки раз.

Специалисты утверждают: “При отсутствии лечения смертность от активного туберкулеза доходит до 50% в течение одного-двух лет. В остальных 50% случаев нелеченный туберкулез переходит в хроническую форму. Хронический больной может прожить некоторое время , продолжая выделять микобактерии туберкулеза и заражать окружающих”. О смертности в местах лишения свободы поступают различные сведения, в том числе о высоком уровне смертности из-за туберкулеза, но туркменские власти упорно не желают решать данную проблему, тем более освещать. Бывший заключенный Николай Герасимов свидетельствует о невыносимых условиях содержания туркменских заключенных. “Камеры переполнены. Нет возможности для сна, нет постели. Заключенные спят по очереди, кто на лежаках, кто на полу”. В своем интервью туркменскому отделению радио “Свобода” Н. Герасимов поведал о высокой смертности в туркменских тюрьмах.

Переполненность туркменских тюрем не является положительным фактором в профилактике заболеваемости туберкулезом. Бывший заключенный Н. рассказывает: “Заключенные в камерах задыхаются, больные и здоровые сидят вместе, большинство кашляют и плюются прямо на пол, естественные надобности также справляются внутри камеры. Лечение не предоставляется. Может быть врачи и рады бы помочь, но средств нет никаких”. На данный момент согласно официальных сведений в туркменских пенитенциарных учреждениях, большинство которых было построено еще в 60-е годы, находится 14 тысяч осужденных.

В то же время, специалисты небезосновательно утверждают, что заразиться можно где угодно и совсем не обязательно в результате тесного контакта с больным. Если не проводится профилактика, не ведется серьезного лечения и не выявляются больные, то инфекция постоянно витает в воздухе. Профессор мединститута Р. пояснил: ”Микобактерии туберкулеза обладают значительной устойчивостью к различным физическим и химическим агентам, холоду, теплу, влаге и свету. В естественных условиях при отсутствии солнечного света они могут сохранять свою жизнеспособность в течении нескольких месяцев. В уличной пыли микобактерии сохраняются в течении 10 дней. На страницах книг они могут оставаться живыми в течении трех месяцев. В воде микобактерии сохраняются очень долго (в течении 150 дней)”.

Работник Ашгабадского тубдиспансера М.Г рассказал: ”Хотя советскому здравоохранению были присущи некоторые недостатки, большинству населения была предоставлена возможность бесплатного медицинского обслуживания. А профилактические работы и поголовная вакцинация проводились под строжайшим надзором СЭС и других соответствующих служб. Сейчас многое делается ради формальности. О бесплатной комплексной медицинской помощи по месту жительства мы уже не ведем речи. Это искоренено. В последнее время среди населения стали муссироваться недовольства пассивностью властей в отношении нежелания последних вести грамотную профилактическую и оздоровительную работу среди потенциальных носителей туберкулеза. Большую часть потенциальных носителей туберкулеза представляют бывшие заключенные и помилованные”.

Неизвестно сколько заключенных, находящихся в сырых непроветриваемых помещениях, лишенных возможности серьезного лечения заражены туберкулезом. Как не ведется учета сколько из них ежегодно, вследствие акта помилования, возвращаясь в семью продолжают оставаться носителями туберкулеза. Специалисты считают, что ежегодный акт помилования также вносит свою долю в количество распространителей туберкулеза среди населения. Поскольку в стране очень высокий уровень безработицы, бывшие заключенные-больные туберкулезом, практически не имея возможности трудоустроиться, не имеют возможности и излечиться от туберкулеза. Отсутствие государственной программы помощи помилованным, в том числе в лечении носителям туберкулеза, отсутствие реабилитационных центров для бывших осужденных отрицательно сказывается на всей системе здравоохранения.

Следующая категория лиц, входящих в круг особого риска заражения туберкулезом, это военнослужащие. ТХФ провел опрос среди военнослужащих находившихся на лечении в одной из инфекционных больниц страны. В ТХФ имеется подробная информация, с именами и адресами, характером заболевания военнослужащих, другими данными. Из-за соображений безопасности опрошенных мы не считаем возможным публиковать ее. (Правозащитники смогут ознакомиться с приложением к пресс-релизу дополнительно).

Нас интересовала информированность опрашиваемых о туберкулезе, о профилактике заболевания, о возможном пути заражения, о практике использования военнослужащих-больных туберкулезом в крупномасштабных групповых мероприятиях, о медицинских учреждениях занимающихся лечением солдат-больных туберкулезом.

Опрошено было 117 военнослужащих из войсковых частей №№ 03345, 1001, 18938, 2016, 2072, 2203, 2447, 2952, 20016, 20020, 20040, 30170, 301173, 36345, 36670, 37438, 60170, 60357, 60428, 60497, 60514, находящиеся в Ашгабаде; №№ 60171, 60428 Абадане; №№ 56370 56670 Акдепе; № 14812 Бекдаше; № 9869 Берзенги; №№ 25372, 25534, 32245 Бикрова; №№ 28320, 28327, 28620, 28627 Геокдепе; №№ 2104; 30514, 36843, 39380 Каахка; №№ 41432 Серхетабаде; №№ 03193, 07713, 25534, 32534, 32543, 37138, 37243 Теджене; №№ 30143 Яшлыке. Опрашиваемые солдаты были призваны из городов Ахалского, Балканского, Дашогузского, Лебапского и Марыйского областей.

Данные опроса выявили нижеследующую картину: 93% заболевших туберкулезом военнослужащих заразились уже будучи призванными в армию, у остальных 7% военнослужащих, проходящих лечение, среди родных имелись случаи заболевания туберкулезом. Самые распространенные диагнозы среди больных туберкулезом солдат /по степени убывания/ – левосторонний / или правосторонний/ эксудативный плеврит туберкулезного типа; инфильтративный туберкулез легких в стадии распада и прогрессирующая анемия 1-2 степени; очаговый туберкулез легких в стадии прогрессирования Бациллы Коха +;двусторонний бронходенит в стадии инфильтрации; инфильтративный туберкулез легких в стадии распада и прогрессирующая анемия 1-2 степени + легочное кровотечение. Вышеприведенный диагноз вирьируется с добавлением определений наподобие БК+непонятный, или диагноз туберкулезный тип может быть заменен словами на почве туберкулеза, или могут написать реактивный плеврит, пневмония средней и нижней части легкого. В некоторых случаях точность диагноза зависит от того какое лечебное учреждение поставило диагноз. Опрашиваемые считают, что некоторые лечебные учреждения руководствуясь негласным указанием не указывать реальной картины, ставят более “мягкие” диагнозы.

Направления на лечение опрошенные военнослужащие получили из Ашгабадского туберкулезного диспансера, Каахкинской районной больницы, Центрального военного госпиталя, Ашгабадской онкологии, Тедженской городской больницы, от воинских частей. Согласно диагноза врачей 42% опрошенных выделяют Бациллу Коха. Несмотря на это некоторые больные военнослужащие привлекались к участию в массовых мероприятиях, например, в подготовке проведения парада, ежегодно проводимого 27 октября, других национальных праздниках.

Поражает неинформированность опрошенных проводимыми вакцинациями: 100% опрошенных ответили “Не знаю” на вопрос “ Получал ли ревакцинацию в 15-16 лет?” Эти данные подтверждают информацию о формальности проведения призывными комиссиями медицинского осмотра и формальности проводимых семейными врачами профилактических вакцинаций.

По мнению независимых экспертов, причиной многих заболеваний туркменских военнослужащих является голодание, недостаточное питание и стрессы, которые снижают сопротивляемость организма. Эти данные подтверждаются многочисленными жалобами солдат на голод и недоедание. Больные из госпиталей просят своих родных прислать продукты питания и лекарственные препараты. На городских рынках, в микрорайонах нередко можно увидеть солдат, выпрашивающих у населения “чего-либо поесть”.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.