Факты: По утверждению членов комитета ООН, совершенно недопустимым является то, что ксенофобию в туркменском обществе насаждают власти, в то время как среди самих туркмен такого рода настроения не распространены. Официальному Ашхабаду рекомендовано, в частности, «пересмотреть требование к студентам и школьникам, принадлежащим к этническим меньшинствам, носить туркменскую национальную одежду», предоставить возможность русским, узбекам, казахам, армянам изучать в школах свой родной язык. Много вопросов вызывает и процедура «проверки лояльности» и «чистоты крови в трех поколениях» у желающих поступить в ВУЗы или устроиться работать на государственную должность.
Комитет Конвенции ООН по предупреждению всех форм расовой дискриминации (CERD) разработал и обнародовал доклад с рекомендациями правительству Туркмении относительно проблем с правами человека, пишет сегодня газета «Время новостей». Многостраничный документ состоит из 29 пунктов, из них только 3 содержат положительные оценки сложившейся ситуации и 26 – резкую ее критику. В первую очередь, авторы доклада обеспокоены расовой дискриминацией граждан страны нетуркменской национальности: славян, узбеков и белуджей. При этом, корни расизма растут из высказываний и политики представителей власти, в числе которых находится и президент страны Сапармурат Ниязов. В частности, как расистское чиновниками ООН оценивается высказывание Туркменбаши о том, что «туркмен хотели испортить размешиванием их крови».
Ситуация с правами человека, положением нетитульных национальностей и общим состоянием общества, теряющего последние признаки демократии, в восточной республике, действительно, давно уже не может быть определена иначе, чем как критическая. И то, что в стране не существует института свободных выборов, а сам Ниязов обладает статусом пожизненного президента, является лишь первыми признаками, но не отражает в полной мере масштаба этой катастрофы.
Чиновники Туркмении официально провозгласили «туркменизацию» государства. Представителей этнических меньшинств насильно выселяют в пустынные районы страны, где их заставляют носить национальную туркменскую одежду, а их детей лишают возможности получать образование на родном языке. За последнее десятилетие число русскоязычных классов в туркменских школах сократилось вдвое, а конкурс при поступлении в них вырос с 6 до 12 человек на место. Те же из них, кто соглашаются на обучение на государственном языке, не получают иных знаний, помимо штудирования книги Ниязова «Рухнама» («Сказание о духе»). Эта книга объявлена священной, и каждый туркмен обязан знать ее наизусть. Хотя на вопросы членов комитета ООН о том, чем является «Рухнама», министр иностранных дел страны Рашид Мередов скромно ответил, что это всего лишь «философский трактат».
Есть в политике туркменских властей и отдельные проявления, которые гражданам свободных обществ, находящимся за пределами станы, могут показаться достаточно забавными. Хотя у тех, кто вынужден выполнять подобные распоряжения, от этого вряд ли поднимается настроение. В частности, в стране запрещены «чуждые туркменам» опера и балет, ношение мужчинами длинных волос, а также пение под фонограмму. Специальным указом президент закрыл все сельские библиотеки и государственную филармонию, а другим – переименовал месяцы январь, февраль и сентябрь, присвоив им имена самого себя, своей матери и священной «Рухнамы».
При всем этом, Туркменистан не желает прислушиваться к мнению других государств и международных организаций о внутреннем состоянии дел. На недавнем саммите глав государств СНГ в Казани страна стала первой за 14 лет существования содружества, объявившей об изменении своего статуса в организации. Туркменистан стал не постоянным, а ассоциированным членом СНГ. По сути, это означает плавный старт движения в сторону выхода из содружества. На то, чтобы выполнить рекомендации ООН, у власти республики есть год, однако, возможность изменений вызывает большие сомнения. Если они не произойдут, ООН направит в Ашхабад специального представителя по вопросам расовой дискриминации и ксенофобии, а если его не примут, то туркменский вопрос может быть вынесен на генеральную ассамблею организации, имеющую право принятия решения о санкциях.
Проблема Туркменистана наводит на размышления об общем состоянии межгосударственных отношений в современном мире и их связи с экономическими ресурсами того или иного государства. Позволить себе все описанные выходки, а также фактическое игнорирование мнения международного сообщества Туркменбаши может лишь по одной простой причине. Ее название – газ. В поставках добываемых и экспортируемых этой республикой энергетических ресурсов заинтересована добрая половина стран Европы, а организуют их компании из России и Украины. Увы, но этот факт заставляет власти многих стран закрывать глаза на то, в каком направлении ведет свою страну Ниязов. Или, по крайней мере, относиться к этому значительно более мягко, чем, например, к политике президента небогатой природными ресурсами Белоруссии.
“KM.Ru”.