Туркмения в воскресенье проводила в последний путь своего авторитарного лидера Сапармурада Ниязова. Сопровождаемая ревом истребителей в сером небе траурная церемония пышностью и стилистикой напомнила похороны советских вождей.
Ниязов, правивший среднеазиатской нацией с 1985 года, скончался в четверг в возрасте 66 лет. Смерть пожизненного президента, причиной которой власти назвали остановку сердца, ознаменовала начало периода политической неопределенности в стране, обладающей крупными запасами газа и представляющей стратегический интерес для России и Запада.
С раннего утра десятки тысяч скорбящих, со слезами на глазах и с цветами в руках медленно двигались к гробу почившего лидера, покоившемуся на мраморном возвышении в колонном зале президентского дворца, увенчанного золоченым куполом.
Военный оркестр играл траурную музыку из картины советских времен, снятой на Туркменфильме и рассказывавшей о неразделенной любви. Люди выстроились в аккуратные очереди позади знаменитой золотой статуи Ниязова, которая вращается вслед за солнцем.
Бронемашины и черные мерседесы с огромными портретами экс-президента сопровождали гроб к его родовому селению Кипчак, где тело было захоронено в мавзолее под названием "Духовность Туркменбаши", построенном на средства казны французской фирмой. Шеренги солдат выстроились и произвели прощальный салют.
Бывший советский аппаратчик Ниязов 21 год железной рукой управлял республикой, наслаждаясь культом собственной личности и печально прославившись расправами над к инакомыслящими.
Но некоторые ашхабадцы говорят, что опасаются будущего и после Ниязова.
"Мне правда страшно", - говорит 50-летняя Ольга, этническая русская.
Некоторые из собравшихся на похороны не склонны к откровенности, предпочитая повторять официальную точку зрения, гласящую, что новое руководство "продолжит курс Сапармурада Великого".
Между тем Запад и Кремль внимательно следят за практическими шагами новой администрации, подчеркивающей свой временный статус.
Америку и Россию на похоронах в Ашхабаде представляли помощник госсекретаря США Ричард Баучер и премьер-министр Михаил Фрадков, в делегации которого был также Алексей Миллер, глава основного экономического партнера Туркмении Газпрома.
Один из присутствовавших на церемонии иностранцев из числа нефтяных инвесторов сказал на условиях анонимности, что ситуация видится ему "очень неопределенной".
"Но я думаю, все станет ясно в ближайшие дни", - сказал он.
Наблюдатели сочли явным признаком подковерной борьбы за власть в стране действия служб безопасности во главе с министром обороны Агагельды Мамедгельдыевым, объявившим о создании Государственного совета, назначившего временным и.о. президента вице-премьера Курбанкули Бердымухамедова.
Высший представительный орган Туркмении, съезд Халк Маслахаты в составе 2.500 народных депутатов проведет внеочередное заседание 26 декабря, чтобы обсудить процесс перехода президентской власти.
Рейтер.