Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В. Мамедов: «Создавать партию в Туркменистане чревато репрессиями».

В. Мамедов: «Создавать партию в Туркменистане чревато репрессиями»

На расширенном заседании кабинета министров Туркменистана, которое состоялось 18 февраля, президент Гурбангулы Бердымухаммедов призвал к формированию партий, в том числе и оппозиционных, и заявил, что если «будут желающие», то уже в этом году такая партия может быть зарегистрирована.

Будущие партии должны составить конкуренцию единственной в стране проправительственной Демократической партии, куда входят все высокопоставленные чиновники, включая самого президента.

Оппозиционные партии и движения находятся в изгнании и базируются за рубежом.

О том, насколько реально создание многопартийной системы в Туркменистане и что для этого нужно, в интервью NBCA рассказал Вячеслав Мамедов - диссидент, руководитель Гражданского Демократического Союза Туркменистана из Нидерландов.

NBCA: Президент фактически дал старт партийному строительству; что, по вашему мнению, последует за этим призывом?

Вячеслав Мамедов: За этим призывом последует создание проправительственных партий, таких как в соседних странах и России. Это надо властям для того чтобы создать иллюзию плюрализма мнений, поскольку Туркменистан в течение двадцати лет подвергается критике за отсутствие многопартийной системы. Поэтому, возможно, будут созданы какие-то партии, но по сути вся система останется однопартийной.

NBCA: Почему так категорично?

Мамедов: Потому что сегодня в Туркменистане нет никаких условий для создания и развития политических партий. Во-первых, отсутствует правовая база, нет Закона «О политических партиях». Власти, наверное, считают, что достаточно комментариев, записанных в Конституции [Статья 30, в которой говорится, что «граждане вправе создавать политические партии»].

Во-вторых, пытаться создавать политические партии при существующем общественно-политическом климате нереально. Ведь созданию партий должен предшествовать процесс либерализации. Должна идти речь о возвращении политических беженцев в Туркменистан, той самой части активного социума, который сейчас разбросан по всему миру. Ведь у нас есть оппозиционные партии, зарегистрированные за рубежом, такие как движение «Ватан» [«Отечество»] и Республиканская партия Туркменистана. Однако все понимают, что в сегодняшней ситуации их работа внутри страны невозможна.

Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование политических партий должна быть обеспечена свобода средств массовой информации, свобода проведения митингов и демонстраций, должно произойти освобождение политических заключенных.

NBCA: Вы считаете, что эти предпосылки необходимы для функционирования политических партий? Например, в соседнем Узбекистане есть достаточное количество партий, но нет того, о чем вы говорите, – свободы слова, свободы демонстраций, а политические узники остаются в тюрьмах….

Мамедов: Так в том-то и дело, что партии, которые существуют в Узбекистане, не вносят никакой лепты в развитие страны. Поэтому и создаваемые туркменские партии будут лишь объединениями проправительственного толка.

NBCA: Насколько, на ваш взгляд, туркменское общество готово к многопартийной системе?

Мамедов: Нельзя создать многопартийную систему в стране, где отсутствует гражданское общество. Для того чтобы возродить его и создать базу для формирования многопартийности, требуется, по меньшей мере, лет пять. В настоящее время реальность такова, что у населения потеряно понятие о том, что такое истинно общественные, неправительственные организации. А немногочисленные активисты, которые остались в стране, в любой момент могут стать мишенью для спецслужб. Пока не будет создано активное гражданское общество, которое было раздавлено за годы репрессий и целенаправленно уничтожалось в течение двадцати лет, партийное строительство сведется только к декларациям.

Кроме того, созданию партий должен предшествовать подготовительный период, чтобы страна и ее народ избавились еще и от страха, в котором они пребывают. Страха репрессий, преследований и несвободы. Пока все эти факторы налицо.

NBCA: А вы бы рискнули заявить о создании партии на территории Туркменистана?

Мамедов: Нет, конечно, в существующих условиях я бы не стал этого делать. Ведь власти пока не могут дать гарантии безопасности тем, кто хочет и мог бы заниматься партийной и оппозиционной деятельностью внутри страны. Если кто-то из смельчаков и займется такой работой, его ждут репрессии. Властям ничего не стоит найти повод арестовать тех, кто осмелится создать свою партию без их указания.

NBCA

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.