В настоящий момент все официальные европейские структуры ведут активное обсуждение ситуации в Беларуси и готовят к принятию целый ряд документов. Судя по тому, что первый такой документ — резолюция Европейского парламента уже был единогласно принят и содержит призыв, без сомнения, к радикальному пересмотру отношений Европейского Союза с Беларусью, другие документы, может быть, будут менее радикальными, но все же зафиксируют неприятие Европой ситуации в Беларуси с правами человека.
К Беларуси предлагается применить санкции, сравнимые с санкциями, применявшимися к режиму апартеида в ЮАР.
Основные претензии Европы к Беларуси можно выделить в несколько принципиальных групп:
— невыполнения властями Беларуси обещаний по модернизации выборного законодательства и приведение его к стандартам ОБСЕ,
— массовые нарушения при подготовке и проведении выборов президента Беларуси,
— массовые репрессии и попрание элемент арных прав, произошедших сразу после выборов президента и происходящих до сих пор.
— блокаду ряда Интернет-ресурсов, неподконтрольных официальным властям и иное подавление свободы слова, включая существование закона о средствах массовой информации, несоответствующего стандартам ОБСЕ.
Европейский парламент призвал все структуры Европейского Союза пересмотреть политику ЕС в отношении Беларуси, в том числе и применить экономические санкции и заморозить всю экономическую помощь Беларуси через кредиты Международного Валютного Фонда, операции Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также в рамках программы ЕС «Восточное партнерство» по интеграции ряда стран с Европой. При этом было предложено перенаправить всю эту помощь на развитие гражданского общества Беларуси в рамках Европейской политики добрососедства. Более того, Европейский парламент призвал Европейскую Комиссию начать регистрацию на территории Европы тех беларусских НПО, которым отказано в регистрации на территории Беларуси, для того, чтобы они могли воспользоваться программами Европейского Союза.
С особой суровостью европейские парламентарии призвали обойтись с представителями беларусских властей. Предлагается запретить выдачу виз высшему руководству страны, представителям судебных, правоохранительных органов и служб безопасности, причастным к организации голосования и массовым репрессиям после выборов. Для рядовых граждан, напротив, предлагается максимально упростить процедуру получения виз для въезда в Европу.
Европейский парламент призвал страны-члены ЕС не нивелировать действия санкций двусторонними контактами, чтобы не ослаблять авторитет и эффективность внешней политики Европейского Союза.
Чтобы придать санкциям, а речь идет уже именно о призыве к санкциям, более всеобъемлющий характер, было предложено перенести с территории Беларуси проведение Чемпионата Мира по хоккею 2014 и других мероприятий.
Столь длинное перечисление драконовских мер, которыми грозит Европейски парламент властям Беларуси, понадобилось лишь для того, чтобы четче подчеркнуть разность подходов и оценок, применяемых Европой к партнерам и близким и дальним соседям. На примере Беларуси Европа старается проявить свою принципиальность и показать, что демократические ценности не подлежат размену. Но в отношениях со странами Центральной Азии эта принципиальность куда-то испаряется.
24-го января начался официальный визит президента Узбекистана в Бельгию. На фоне всех общеевропейских дискуссий сам факт визита Ислама Каримова в Брюссель произвел эффект разорвавшейся бомбы. Еще бы, в Европе до сих пор не забыли подавление андижанских событий, огромное количество политически мотивированных арестов и большое количество других счетов, предъявляемых как официальными структурами Европы, так и правозащитными организациями. На фоне резкой реакции на события в Беларуси визит одного из самых тоталитарных лидеров выглядит, мягко говоря, дискредитирующим Европу и ее декларируемые принципы. И это хорошо понимают в Брюсселе — в представительствах европейских структур, которые находятся как раз в там, — в НАТО, Европейском парламенте, Европейской комиссии, в руководящих структурах самого Европейского Союза. Дело дошло до того, что представители этих структур начали выражать незнание того, кто же, в конце концов, пригласил Ислама Каримова в Брюссель — власти Бельгии или структуры объединенной Европы, или НАТО. У каждой из них есть свой интерес к Узбекистану. Это и снабжение войск НАТО в Афганистане, и сотрудничество в энергетике. Но инициативу приглашения Каримова в Брюссель все списывают друг на друга, чтобы избежать критики в сотрудничестве с диктатором.
Еще интереснее разворачивается интрига вокруг Туркменистана. Все, что произошло в Беларуси и что вызвало резкую и беспрецедентную реакцию Европейского парламента — фальсификация выборов, давление на СМИ, верней, полное отсутствие СМИ как таковых, гонения на гражданское общество и уничтожение всей политической оппозиции, все это давно является атрибутикой туркменского режима. Только уничтожалось все это на протяжении длительного времени, но результат еще более страшен, нежели в Беларуси.
На самом деле, при всех ужасах, творимых Лукашенко в Беларуси, ситуация в любой из стран Центральной Азии много хуже, — как со стандартами демократии вообще, так и с правами человека в частности. Тем не менее, это не препятствует широким контактам руководства Европейского Союза и на самом высоком уровне с властями Туркменистана. 16 января состоялся официальный визит председателя Европейской комиссии Баррозу в Ашхабад, который был «призван стать новым шагом в активизации диалога между Туркменистаном и Европейским Союзом». Так анонсировало визит официальное заявление Европейской комиссии. Но ни у кого не вызывало сомнения, что во время визита разговор пойдет о наполнении туркменским газом трубопровода «Набукко».
Если быть еще точнее, об участии Туркменистана в мега-проекте «Южный энергетический коридор», призванный обеспечить поставки энергоресурсов в Европу из стран Каспийского региона, минуя Россию. Рассыпаясь в реверансах туркменскому руководству, Баррозу агитировал Бердымухамедова сделать политическое заявление о готовности поставлять газ в Европу и подписать декларацию об этом. Дело дошло даже о предложении туркменским властям вступить во Всемирную торговую организацию. Но туркменский лидер сделал лишь заявление о том, что готов продавать газ куда угодно, но никакой декларации подписывать не стал, а вопрос о ВТО вообще опустил. Естественно, что никаких вопросов о демократии и правах человека на встрече поднято не было ни одной из сторон.
Такой контраст в поведении радетелей демократии — Беларуси — закон, остальным — ничего, хоть и имеет рациональную основу в ближайшей перспективе, обречен на порождение все новых и новых тупиков европейской политики. Закрывая глаза на произвол диктаторских режимов, Запад фактически признает не столько сами режимы, но методы их правления.
Уничтожение прав человека, растянутое во времени или их уничтожение за один месяц не имеет принципиальной разницы, на входе имеем плачевный результат. Нет и не может быть выбора между демократией и газом. В конце концов Европа рискует остаться и без того и без другого.
Мяхри Атаева Источник :: Оазис