Создание свободной экономической зоны должно придать импульс внешнеторговым отношениям, однако успех проекта зависит от готовности Туркменистана к либерализации рынка, послаблению визового и таможенного режимов, информационной открытости и предоставлению правовых гарантий инвесторам.
23 мая на заседании кабинета министров было заявлено, что разрабатывается пакет документов о предоставлении налоговых и таможенных льгот, права на долгосрочную аренду земель зарубежным инвесторам для строительства социально-экономических объектов и инженерных коммуникаций в Свободной экономической зоне (СЭЗ), которая будет создаваться на побережье Каспия в городе Туркменбаши.
Льготы бизнесменам планируется предоставлять и в сферах сервисных услуг, связи и транспортного сообщения, включая строительство автодорог и организацию специальных авиамаршрутов.
Город Туркменбаши является наиболее привлекательным для иностранных инвесторов, поскольку в нем сосредоточены морские, железнодорожные, воздушные и автомобильные магистрали и крупный нефтеперерабатывающий завод.
Наблюдатели NBCA говорят, что для успешной реализации проекта Туркменистану необходимо согласиться на существенные преобразования по обеспечению прозрачности и открытости рынка и правовых гарантий инвесторам.
Экономический эксперт NBCA считает, что власти страны должны быть готовыми к тому, что некоторые законы СЭЗ будут распространяться на всю территорию страны, поскольку СЭЗ не сможет существовать «в виде отдельно взятой резервации на территории Туркменистана».
«Вопрос состоит в том, сможет ли государство пойти на изменение своей внутренней и внешней политики с принятием нормативно-правовых документов СЭЗ, - отмечает обозреватель. - Надо учесть, что при создании СЭЗ туркменские органы управления вынуждены будут лишиться части своих контрольных функций».
Эксперты добавляют, что создание СЭЗ может столкнуться с серьезными трудностями из-за отсутствия международных правовых гарантий и прозрачного инвестиционного законодательства.
«Туркменистан не подписал некоторые важные международные соглашения, которые в случае незаконного преследования инвестора дали бы ему возможность искать защиту, например, в международных судах», - отмечает наблюдатель.
Другой ашгабадский обозреватель NBCA так же указывает, что говорить о стабильности и гарантиях на уровне законодательства пока рано, поскольку становление политической власти еще не завершено.
«Все будет зависеть от разработанного законодательства и сигналов правительства в сторону потенциальных инвесторов, - считает обозреватель. - В Туркменистане существовала СЭЗ вдоль русла Каракумского канала, но она не заработала в полной мере из-за постоянной трансформации законодательной базы и сложностей переходного периода».
NBCA