Медработники Туркменистана встревожены упорным нежеланием государства признать наличие проблемы распространения ВИЧ-инфекции в стране.
По официальной версии, Туркменистан по-прежнему относится к тем немногим странам мира, где риск распространения СПИДа практически сведен к нулю. В обществе насаждается официальная «байка» о том, что туркменский гражданин ввиду своей высокой моральности просто не может заразиться вирусом ВИЧ. Реальное же положение дел с ВИЧ/СПИД замалчивается.
Один независимый эксперт считает сложившуюся в Туркменистане ситуацию критической. «Неофициальный запрет на диагностику инфекционных заболеваний наряду со значительным сокращением персонала медицинских учреждений способствуют созданию в Туркменистане благоприятных условий для эпидемий, в том числе гепатита, туберкулеза и самой страшной эпидемии - ВИЧ/СПИД», - сказал он.
В то время, как нищета, наркомания и проституция постоянно увеличивают число ВИЧ-инфицированных, персоналу медучреждений запрещается указывать СПИД в качестве причины смерти, а пациентам, поступающим с ВИЧ-инфекцией, придумывают фиктивный диагноз.
В ашгабатской городской инфекционной больнице поступившего накануне новогодних праздников молодого человека поместили в отдельную палату, из которой срочно эвакуировали всех больных.
Подобный факт - нонсенс для единственной в столице и вечно переполненной «инфекционки», в которой люди из-за нехватки мест лежат даже в коридорах. Пациентам, ошеломленным таким «вниманием» к вновь прибывшему со стороны медперсонала, главврач объяснил, что у того опасная неизвестная инфекция, и запретил всякие контакты с ним. Позднее кто-то из медсестер проговорился, что у молодого человека СПИД, и что на летучке главврач объявил эту информацию «закрытой».
Как рассказал один бывший пациент инфекционной больницы, попавший туда с подозрением на гепатит, данная практика носит систематический характер.
«К нам в отделение привезли больного и тут же выделили ему отдельную палату, что было весьма странно, так как летом больница была переполнена - лежали люди со всей страны, - рассказал он. - Врачи и медсестры ходили к этому больному в масках и бахилах. На наши вопросы, чем болеет этот человек, одна санитарка проговорилась, что он болен СПИДом, но официально у него был диагноз - острое пищевое отравление».
Власти Туркменистана ведут целенаправленную политику замалчивания всех и всяческих «проблем». 21-й век, объявленный Туркменбаши «Золотым веком туркменского народа», не предполагает наличия в государстве эпидемий, катаклизмов, социальных конфликтов.
Согласно официальной статистике, с 1989 года в Туркменистане зарегистрировано всего 2 случая заболевания ВИЧ-инфекцией. Такой низкий показатель заболеваемости преподносится как результат проводимой в стране профилактической работы.
В реальности статистика из неофициальных источников говорит о другом. Только в Ашгабате зарегистрировано около 300 ВИЧ-инфицированных. Предполагается, что реальное их число гораздо выше. 58% из них – женщины, причем их средний возраст составляет всего 23 года.
Эта информация считается засекреченной. Только за последние два года в Ашгабате от болезней, связанных со СПИД, скончались около 10 человек, но, согласно предписанию Минздрава, официально в качестве причины смерти СПИД нигде не фигурирует.
Непризнание властями существования ВИЧ-инфицированных граждан и отсутствие профилактической работы с молодежью фактически поставили страну перед угрозой эпидемии.
В Туркменистане отсутствуют ресурсные центры для ВИЧ-инфицированных. Невозможно даже анонимно сделать анализ крови на ВИЧ.
Врач, ныне уволенный по сокращению, а ранее - участник государственной программы по профилактике СПИДа, описывает происходящее: «Да, у нас есть программы, мы выезжаем на международные встречи и конференции, говорим о том, что работаем с молодежью и подростками, и везде заявляем, что у нас СПИДа нет.
А между тем, было издано всего несколько брошюр и для “галочки” проведено несколько образовательных мероприятий по ВИЧ и СПИД. Население как было безграмотным в отношении СПИДа - таким и осталось.
Подрастает молодое поколение с раскрепощенными понятиями в отношении сексуальных связей. И уже сейчас распространение ВИЧ вышло за рамки основных групп риска - таких, как наркоманы и гомосексуалисты; все чаще распространение вируса происходит через незащищенные гетеросексуальные контакты, а значит, выходит на новую стадию и распространяется среди широких слоев населения».
Врач-венеролог, не пожелавший назвать своего имени, рассказывает: «По роду работы я сталкиваюсь с венерическими больными каждый день и могу сказать, что такого количества больных, как в последние несколько лет, не было никогда.
Все это связано с разгулом дешевой проституции, порой это занятие является единственным средством заработка для молодых женщин. Пугает также и то, что больше половины проституток работают за дозу и не брезгуют даже использованными шприцами, а говорить о предохранении с помощью презервативов вообще не приходится».
В последнее время широкие масштабы приобрело распространение ВИЧ среди молодежи, поскольку из-за бедственного положения в экономике в Туркменистане процветает наркомания. По оценке специалистов, около 35 процентов инъекционных наркоманов используют шприцы многократно, а это – верный путь к заражению.
Средой распространения ВИЧ-инфекции являются и места лишения свободы из-за своей перенаселенности и отсутствия элементарной медицинской помощи.
Бывший заключенный колонии строгого режима, амнистированный в этом году, рассказал, что в туркменских тюрьмах «царит полнейшая антисанитария».
«Половина осужденных – наркоманы, - говорит он. - Шприцы идут по кругу от одного к другому. Это создает риск быстрого распространения ВИЧ-инфекции и других инфекционных болезней (в том числе гепатита) в местах лишения свободы. Сохраняется высокий уровень распространения венерических инфекций».
Действуя в соответствии со своей же фиктивной доктриной об отсутствии ВИЧ-инфекции в Туркменистане, государство пытается оградить страну от инфекции, привносимой из-за рубежа, но эти меры представляются малоэффективными.
С 1999 года МИД не выдает визы на пребывание в стране иностранным гражданам, не предоставившим справки о наличии отрицательного результата на ВИЧ, но это касается лишь периода пребывания свыше 10 дней.
Работник МИДа так прокомментировал положение: «Суть этого маразма в том, что до 10 дней пребывания в стране иностранному гражданину справку предъявлять не нужно, как будто за 10 дней он не успеет никого заразить, а вот в случае продления визы на более длительный срок нужно предоставить справку об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Справка должна быть выдана центром борьбы со СПИД при республиканской инфекционной больнице; иные справки не признаются. Но эту справку, как и любую другую, в нашей стране можно купить».
IWPR 11 января 2005 г.