Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Евросоюзу в ЦА нужно соединить интерес к энергоресурсам с правозащитой.

Евросоюзу в ЦА нужно соединить интерес к энергоресурсам с правозащитой.

Михаил Бушуев

По мнению старшего научного сотрудника европейского исследовательского института FRIDE, Европа в переговорах с Туркменией сталкивается с проблемой объединения двух интересов — в сфере энергетики и в сфере правозащиты. Европейский Союз до сих пор, спустя почти два десятилетия независимости Туркмении, не имеет с этой центральноазиатской страной соглашения о партнерстве и сотрудничестве. При этом сам вопрос о заключении данного соглашения поднимался в Евросоюзе многократно. Одним из препятствий на пути к подписанию торгового соглашения является ситуация с правами человека в Туркмении, на которую регулярно обращает внимание Брюссель, особенно после принятия стратегии ЕС по Центральной Азии. По мнению Йоса Бунстры — старшего научного сотрудника европейского исследовательского института FRIDE, базирующегося в Мадриде, Европа в своих переговорах с Туркменией должна соединить выраженные интересы в сфере энергетики, с одной стороны, и стремление способствовать развитию демократии и прав человека, с другой.

— В вашем последнем докладе вы утверждаете, что Евросоюз в своей политике в Центральной Азии сталкивается с серьезной дилеммой. С одной стороны, у ЕС есть интерес в доступе к энергоресурсам региона, с другой, он не хочет забывать о правах человека. Вы могли подробнее рассказать, в чем суть дилеммы, — в частности, когда речь идет об отношениях с Туркменией?

— Думаю, что, действительно, Евросоюз находится перед дилеммой. Но все же не стоит преувеличивать значение туркменского газа для Европы. Если газопровод «Набукко» будет построен и будут заключены все договоренности, то он покроет всего 4 процента потребностей Европейского Союза в газе. Но проблема в другом: Туркмения управляется авторитарным режимом, и все сделки Евросоюза будут только поддерживать этот режим. Деньги, которые заплатит ЕС, фактически пойдут на укрепление туркменского режима, а не на рост благосостояния людей. Это противоречит стремлению Европейского Союза защищать права человека и способствовать демократизации региона. И хотя мы не испытываем надежд на глубокую демократизацию этой страны в считанные годы, мы все же надеемся, что нам удастся оказать влияние на соблюдение прав человека там.

— Почему такое особое внимание уделяется именно Туркмении? Евросоюз, как известно, уже импортирует энергоносители из стран, где тоже есть серьезные проблемы с соблюдением прав человека…Не является ли отношение к Туркмении прецедентом, который станет символизировать новую политику ЕС?

— Думаю, что свою роль играет то, что Туркмения объявлена частью стратегии ЕС по Центральной Азии. И одним из приоритетов этой стратегии являются права человека и демократизация. Так что Брюссель не может проигнорировать эти вопросы. В отношениях с Туркменией нет разделения на вопросы энергетики и прав человека. Я могу представить себе, что в некоторых странах Африки у Евросоюза те же экономические интересы и та же озабоченность состоянием прав человека, но эти две проблемы не объединены в рамках одной политической стратегии.

— Пока Евросоюз принимал свою стратегию по Центральной Азии и пока длятся разговоры о строительстве «Набукко», Китай уже построил и трубу и качает по ней газ. Может быть, Европе следовало бы и вовсе отказаться от планов получать туркменский газ, раз другие игроки обгоняют ее?

— Все это верно. Это то, что принято называть «закатом Европы». Станет ли Европейский Союз глобальным игроком — на эту тему сказано много слов и написано много книг и высказано много сомнений. Но все-таки, в случае с Туркменией я думаю, что Евросоюзу следует продолжать переговоры, пытаясь сформулировать единую политику. В ней будут объединены энергетические интересы Европы, но и другие аспекты — помощь в образовании, в обеспечении прав человека. Но что еще очень важно заметить: мы не сравниваем себя с другими игроками, такими как Китай и Россия. Они работают совсем по-другому. К тому же, Евросоюз — это, перефразируя президента США Никсона, не один телефонный номер, а 27, это очень сложный политический игрок.

— Но не может ли получиться так, что туркменский режим в силу своего внутреннего устройства не может выполнить требования Европейского Союза? И не возникнет ли ситуация, что в Ашхабаде правозащитные требования примут за дополнительную цену, если воспользоваться рыночным термином? Ведь тот же Китай никаких дополнительных условий не ставит. Готов ли ЕС платить эту «дополнительную цену»?

— Но мы уже платим. Мы много инвестируем и вкладываем много средств в консультативные программы. Но это работает только в том случае, если эти страны сами заинтересованы в развитии. И делается это не только ради демократизации и прав человека. Мы верим, что с государствами, у которых общие или похожие ценности с нами, проще вести дела. Потому что тогда мы находимся в сфере, где действует верховенство закона, где больше безопасности. Мы считаем это важнейшей задачей — помочь странам Восточной Европы и бывшего СССР приблизиться к этим стандартам. Какой бы сложной эта задача ни была.

Михаил Бушуев

Немецкая волна.

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
15 НПО: С.Бердымухамедов! Остановите БЕСПРЕДЕЛ/Ýolagçylary uçuşlardan ESASSYZ düşürmegi BES EDIŇ
15 НПО: С.Бердымухамедов! Остановите БЕСПРЕДЕЛ/Ýolagçylary uçuşlardan ESASSYZ düşürmegi BES EDIŇ
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста