Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Неясное будущее Туркмении.

Неясное будущее Туркмении.

Financial Times

При Ниязове Туркмения стала одним из крупнейших поставщиков газа. В последние годы за Ашхабадом настойчиво ухаживали Россия и Китай для того, чтобы гарантировать себе доступ к обширным запасам природного газа Туркмении. ЕС и США также демонстрировали нарастающий интерес к энергетическим ресурсам страны, как к одному из способов разнообразить источники поставок газа и освободиться от российской зависимости. Учитывая важность Туркмении, как поставщика энергоресурсов, приоритетной задачей является обеспечение гарантированной стабильности после смерти Ниязова. В то же время, смена лидерства в Туркмении представляет собой реальную возможность для перехода от модели политического строя во главе с сильной личностью, который является распространенным в Центральной Азии, к более плюралистическому политическому порядку в стране. Такая перемена оказала бы весьма положительное воздействие на ситуацию в Туркмении, могла бы стать стимулом для реформ во всей Центральной Азии.

Ниязов оставил тяжелое наследство. Он пришел к власти в Туркмении в 1985 году, когда был назначен первым секретарем республиканской коммунистической партии вследствие того, что Михаил Горбачев продвигал новое поколение лидеров в советской Средней Азии. В 1991 году он стал президентом после краха Советского Союза. Очень скоро Ниязов стал перестраивать страну под себя, согласно его личному видению того, каким должна быть независимая Туркмения. Он был назначен Туркменбаши, Отцом всех туркмен, и прилагал все усилия, чтобы изолировать население страны от остальной части мира под предлогом обеспечения «нейтрального» статуса Туркмении. Обширные природные ресурсы страны в виде углеводородов, представляющие ее богатство, позволили Туркменбаши начать грандиозные проекты, включая перестройку столицы и строительство многочисленных памятников, прославляющих президента и его семью. Но дорогостоящая перестройка Ашхабада не могла замаскировать хроническую бедность.

Ниязов создавал политический порядок, основанный на репрессиях и страхе. В последние годы президентского правления он стал более деспотичным и все больше напоминал абсолютную диктатуру. Власть в Туркмении держится на умении президента контролировать силы безопасности и на его личной идеологии, сконцентрированной в книге «Рухнама», духовном путеводителе для туркмен, написанной Ниязовым. К моменту смерти Ниязова, все существенные политические фигуры, фактически, были устранены, даже по телевидению можно было увидеть, как Ниязов увольняет многих сотрудников прямо во время встреч у него в кабинете.

В то время как жизненный уровень внутри страны падал, за ее пределами значимость Туркмении, как поставщика энергоносителей возрастала. Москва, в частности, предприняла определенные усилия для того, чтобы обеспечить приемлемые цены на туркменский газ для своего гиганта Газпрома и, в свою очередь, гарантировать поставки дешевой энергии для российского внутреннего рынка. В апреле 2006 года Пекин и Ашхабад заключили соглашение о строительстве трубопровода для поставки природного газа в Китай, экономика которого остро ощущает нехватку энергоносителей. Незадолго до смерти, Ниязов вел переговоры с США о возможности строительства трубопроводов через Каспийское море, а так же через Афганистан в Пакистан и Индию. Во время визита в Ашхабад в ноябре этого года немецкого министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмаера Ниязов предложил Германии участие в строительстве нового трубопровода, предназначенного для транспортировки газа от недавно обнаруженного «супергигантского» месторождения в Европу.

Со смертью Ниязова Туркмения оказалась перед тем, что ее будущее теперь весьма туманно. Нет явного наследника, в то время как стиль правления Ниязова привел к уничтожению политических институтов, которые могли помочь стране пережить мирно переходный период.

Несмотря на усилия Ниязова по объединению всех туркмен на основе национального самосознания, племенные и местнические традиции все еще сильны, и, вероятно, будут важным элементом в развитии политической ситуации. Для членов оппозиции, находящихся в изгнании, появилась надежда на возвращение на родину, в то же время, вероятно, внимание будет приковано и к таким политическим фигурам, как заключенный, бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов. Такие ведущие фигуры в туркменском правительстве, как вице-премьер-министр и министр здравоохранения Бердымухамедов (который исполняет обязанности президента), министр обороны Мамеджельдиев или даже министр иностранных дел Мурадов были все упомянуты в качестве возможных преемников. Интерес к будущему Туркмении со стороны Москвы и Пекина вызван их сильным желанием устранить угрозу существующим двухсторонним соглашениям, для них важно, чтобы новые лидеры страны остались дружественными по отношению к ним.

На этом фоне неуверенности международное сообщество должно объединиться и предпринять активные стремительные действия для того, чтобы обеспечить переход к прозрачному и демократическому строю в стране. Следующие по очереди выборы, проведенные в соответствии с международными стандартами, с которыми Туркмения согласилась как член ОБСЕ, и при наблюдении подразделения ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, являются первым шагом. Но международное сообщество не должно останавливаться на проведении выборов, необходимо работать с новым руководством страны, строить правовую базу и создавать подлинный политический плюразлизм в стране.

Европейский Союз провозгласил, что будет использовать предстоящее председательство Германии в ЕС для развития стратегического подхода к государствам Центральной Азии. Работа с новыми властями в Ашхабаде для проведения серьезных реформ должна быть частью этой стратегии. Недавно назначенный специальный представитель ЕС по Центральной Азии должен взять на себя инициативу по развитию непосредственного диалога с временной администрацией в Ашхабаде, сосредоточиться на том, чтобы гарантировать поведение демократических выборов, освобождая политических заключенных и открывая страну для внешнего мира.

ЕС и США, в содружестве с ОБСЕ и ООН, должны провозгласить о своих обязательствах по существенному укреплению долгосрочного сотрудничества с Туркменией для усиления экономической, социальной и политической системы страны, что должно быть также напрямую связано с продвижением прав человека, правовых норм, свободы СМИ и политического плюразлизма. Россия и Китай должны разделить международные обязательства по построению устойчивой и открытой Туркмении, и таким образом охранить роль Туркмении как предсказуемого и надежного поставщика энергоносителей.

Туркмения не единственная страна в Центральной Азии, которой необходимо преодолеть авторитарное правление.

Соседний Узбекистан — один из самых репрессивных режимов в мире. Поскольку другие страны в регионе, особенно Казахстан, надеются создать новые отношения с Западом, продвижение Туркмении к демократии помогло бы изолировать мрачные диктаторские режимы Центральной Азии.

Источник : Азияинформ

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...