Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Газ продан! Демократия тоже...

Газ продан! Демократия тоже...

Скоропостижные встречи глав России, Казахстана, Туркменистана и виртуально примкнувшего к ним главы Узбекистана, а также подписанные ими документы о строительстве и модернизации газопроводов и продаже России всего, что горит, породило массу комментариев и суждений.

Основной водораздел в экспертных оценках прошел по поводу выигрыша или проигрыша России и того же самого — в отношении Польши и ее компаньонов из компании прочих русофобов в гонке за контролем над азиатскими ресурсами. Что греха таить и стараться явное скрывать под завесой политкорректных формулировок — сейчас речь идет об очень пыльной гонке за очень большими деньгами и не менее большим влиянием, как в Европе, так и в Азии. На этом этапе Владимир Путин пришел первым. Аплодисменты! И нет никаких сомнений, что все трубы будут зарыты в обозначенный срок, по ним потечет нефть и газ, наполняя теплом дома западных демократов, деньгами — карманы российских олигархов и сундуки азиатских сатрапов. Слишком, слишком большой куш был поставлен на кон, и звезды стали так, что другого шанса сорвать этот Джек-пот могло бы и не представиться.

Однако, хватит о глобальном. Посмотрим, что во всем этом есть более приземленное и конкретное. Увы, вся геополитическая интрига борьбы за маршруты нефти и газа к европейским рынкам, при всех имеющихся политических и экономических победах и проигрышах, привела к сокрушительному поражению всего того, что до недавнего времени называлось демократией и правами человека. Причем над этим поражением активно трудились как западные политики и бюрократы, так и азиатские, при тонком манипулировании их российских коллег. Безусловно, европейские и российские власти, в первую очередь, боролись за трубу и газ в ней, а вот азиатам было, из чего выбирать, и выбор оказался в пользу России. И во вред своим народам, как ни странно все это звучит.

И речь совершенно не о том, что труба через Грузию, Украину и Польшу лучше, чем через Россию, вовсе нет. А вот то, что Россия своим влиянием полностью прикроет азиатские режимы от западной критики, тем более сама не будет лезть в их внутренние дела со «свободами» и «правами человека» — это факт. И это очень хорошо понимают в этой самой Азии, для правителей которой «права человека» давно стали жупелом, однозначно означающим покушение на их власть, на их возможность править не по закону, а по собственному хотению и велению.

После смерти Ниязова у многих в Туркмении появились иллюзии относительно возможности перемен, пусть медленных и постепенных. Но умеющий читать, понял почти сразу, что зачастившие в Ашхабад эмиссары западных демократий говорили только о туркменском газе и совсем немного — о демократии. Но и этого «немного» хватило туркменским властям, чтобы понять, что при условии сотрудничества с западными компаниями придется делать экономику прозрачной. Опыт Казахгейта дал понять, что одно — это иметь дело с прикормленным и вороватым турецким бизнесом, а совсем другое дело — с транснациональными корпорациями, которые после всех предыдущих скандалов не имеют особого желания и сильно ограничены в возможностях реализовывать «серые» схемы и механизмы «отката». Да и с правами человека что-то придется предпринимать. А то общественность в этих странах имеет обыкновение интересоваться судьбами политических заключенных и убитых журналистов, а то и другое (и много чего еще) в странах Центральной Азии имеет место быть.

Своим предшествующим заискивающим отношением к новым-старым туркменским властям Запад сам для себя заложил хорошую мину на будущее. Теперь всю критику, направленную в адрес азиатских режимов по поводу нарушения прав человека и стагнации демократических институтов, власти этих стран будут объяснять очень просто. Дескать, посмотрите, стоило нам заключить договор с Россией, который невыгоден Западу, как они (Запад) начали критиковать нас за нарушение прав человека. Спекулянты! И они в чем-то будут правы.

Воинствующая русофобия и нежелание мыслить шире своих местечковых интересов загоняет в полный тупик все западные концепции и модели построения сотрудничества и безопасности, превращает весь международный инструментарий по соблюдению прав человека и строительству демократических институтов в недееспособный хлам. Стоит посмотреть, во что сами страны Запада превратили уникальный механизм ОБСЕ, сведя всю его деятельность к маленьким проектикам вместо отстаивания изначальных принципов. Более того, пройдет немного времени, те же европейцы найдут повод дружить с Россией и все вопросы прав человека в Азии закатают еще глубже в асфальт. И все будут делать вид, что весь газ — российский и возмущаться вроде бы и не стоит.

А тем временем в том же Туркменистане мало, что изменилось со времен мраморно-пещерного «Золотого века» Сапармурата Туркменбаши Великого. Не прошло и полугода после смерти Вечно Великого, как власти запустили процесс рождения следующего выдающегося государственного деятеля и дорогого руководителя. Пока портреты Туркменбаши Первого и нынешнего президента еще висят на зданиях вперемежку. Но уже поступило указание: роль Первого снизить, но не для ликвидации культа личности в принципе, а для рождения нового. В туркменских СМИ для этого и новый титул для нового президента уже придуман — «Президент-реформатор». Только вот реформами в Туркменистане и не пахнет. Исправление самых одиозных поступков Ниязова можно сравнить с переводом из карцера на общий режим тюремного содержания. Не более того. И теперь западным демократиям уже нет смысла спрашивать у туркменских властей: «А где свободные СМИ? Где профсоюзы? Где независимые НПО? Где свобода выезда и въезда?». Рефрен будет один и тот же: «Это вы нам мстите за договор с Россией по газу».

То же самое относится и к Казахстану. А как еще расценивать практически единогласное голосование в парламенте вопроса о пожизненном президентстве для Нурсултана Назарбаева и его барское (царское) согласие на пожизненный срок? А наскоки кыргызских парламентариев и прочих политиков, на факт существования американской базы Ганси в Бишкеке? И предложение ввести в страну российских пограничников для охраны границ, и вообще… И будьте уверены, это не последний демарш. «Укрепление» позиций России в связи с подписанием газовых и нефтяных контрактов дало знак всей азиатской бюрократии, что теперь можно лягнуть США с Европой. Но не западные демократии их цель, а свои, доморощенные. Теперь все поняли, что можно. Можно подавить и остатки свободных СМИ (к Туркменистану не относится, там их нет), независимые НПО и правозащитников (к Туркменистану не относится, их там тоже нет). И дело не в том, что России как государству до этого всего и дела нет. Европейским государствам и США, вернее, олицетворяющим эти страны бюрократам, как показали события последнего времени, тоже дела нет до демократии и прав человека. Однако, в этих странах есть такой институт, как общественное мнение, с которым политики вынуждены время от времени считаться. А в России все общественное поле почти полностью зачищено. А взгляд российской бюрократии на роль общества и на права человека мало чем отличается от мнения на эту же тему бюрократов азиатских. И тем, и другим нет нужды оглядываться на своё общество.

Какабай Муратбердыев.

Источник :: Оазис

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.