Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Газовые метания.

Газовые метания.

«Арктическим морозам» в Европе Туркменбаши мог радоваться, как никто другой. Беспрецедентные сбои с подогревом Старого Света из-за разногласий Киева и Москвы сотворили чудо: Запад все меньше вспоминал о нарушениях прав человека, все больше говорил про «заинтересованность» в диверсификации своих энергоисточников, в том числе Каспийского региона.

Последний пример. Ян Кубиш, специальный представитель Европейского Союза по Центральной Азии, в осенний свой визит в Ашгабате если и прошелся по человеческому фактору, то зимой затрагивал исключительно «вопросы, которые сегодня тревожат многих, в частности, энергетической безопасности». По крайней мере, о драматичной судьбе туркменских стариков, многих из которых с января лишили даже «пенсионного минимума», Кубиш публично забыл упомянуть. Видимо, ему есть о чем подумать — о своих стариках, словацких, которые этой зимой чуть было не замерзли.

Официальный Ашгабат оставаясь сторонником «многовариантности» делает все, чтобы придать актуальность юго-восточному варианту, кстати — наиболее дорогостоящему. Весной в Пекине Сапармурат Ниязов собственноручно собирается подписать контракт о поставках природного газа, анонсирована даже цена, объемы, сроки. Столь помпезно он не готовился еще ни к одному своему зарубежному турне и, судя по скрижалям туркменской прессы, значение ему придается «эпохальное»... Вероятно, «плечо» китайского брата может понадобиться на случай обострения ситуации вокруг соседнего Ирана.

«Оранжевый» Киев тянет одеяло на себя, утверждая, что в ближайшее время, где-то в апреле-мае, Ниязов обязательно посетит Украину, чтобы обсудить долгосрочный контракт сроком на 30 лет. Уверенность последователей Ющенко осталась даже после фактического ультиматума Ашгабата «сначала долги, а потом договор». «Неконструктивная позиция (госкомпании) Нафтогаза Украины осложняет проведение переговоров о перспективах сотрудничества Туркменистана и Украины в газовой сфере на 2007 и последующие годы», — информировал МИД. Даже в ходе последних переговоров делегация НАК Нафтогаз Украины явно не выразила желания рассмотреть поставленные туркменской стороной конкретные вопросы. Вместо этого были предприняты попытки внести путаницу в расчеты по задолженности за поставленное топливо», — сообщало Туркмен хабарлары (Туркменские новости — ред.).

Из Исламабада слышится, что не за горами формирование международного консорциума по газопроводу Туркменистан-Афганистан-Индия. В свою очередь, США, которые «всерьез и надолго» завязли в этнических проблемах Афганистана, больше проявляют активность в другом направлении — Транскаспийском (ТКГ) через Азербайджан и Грузию. Министерство энергетики Турции уже неоднократно проводило в этой связи переговоры в Баку, Вашингтоне, Ашгабате.

На этом фоне, в самый пик зимней стужи, Ашгабат дозировано огласил миру результаты международной сертификации, проведенной при участии американской DeGolyer & MacNaughton и Gaffney и британской Cline & Associates Ltd. Газовые запасы Довлетабатского месторождения и до этого причисленного к одним из значительных мировых кладовых, получили, наконец, подтверждение в 4,5 триллиона кубометров природного газа, что в полтора, а то и вдвое превосходит прогнозируемые. Правда, об этом пока заявили туркменские власти, а не приглашенные независимые аудиторы. Так что, интрига продолжается... За Довлетабатом, как известно, «увесистая» география — месторождение не первый год питает топливом Россию и Украину через северный трубопровод Средняя Азия-Центр (САЦ) и к нему же, Ашгабат планирует подключить южный газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан (ТАП), который в повестке дня уже больше десяти лет.

Эксперты полагают, что «колоссальный» эффект в большей степени был рассчитан на генерального покупателя — одну из крупнейших газовых компаний мира — Газпром. Шутка ли, в портфеле у Алексея Миллера подписанный еще в 2003 году 25-летний контракт с перспективой наращивания ежегодных закупок до 80 млрд. куб. м. природного газа, а это уже можно сказать «советские рекорды».Одновременно всплывает ценовая «новость»: общаясь с жителями Дашогузской области Ниязов как бы между прочим сказал, что через полгода на границе с Узбекистаном туркменский газ будет стоить$100 вместо предыдущих $65 за одну тысячу кубометров. Делегации из Киева и Москвы не заставили себя долго ждать. Первые получили взбучку за просроченные долги, вторые уехали с загадочным «миром».

А что же, Трансафган? Последнее ашгабатское заседание в феврале, так называемого, Руководящего комитета обещало сдвинуть ситуацию с мертвой точки и в южном направлении.

По версии туркменских источников, для Трансафганской коммуникации дополнительно будут подтянуты значительные ресурсы Малайского и недавно открытого Иолотанского месторождений, по прогнозам в разы превосходящие Довлетабатское. Кроме того, Исламабад подписал с правительством Туркменистана Меморандум о взаимопонимании о поставках в течение 30 лет. И, наконец, добавил «целесообразности» факт официального присоединения к проекту Индии. Министр нефти и газа Индии Динша Джавербхай Пател, в портфеле которого уже имеются похожие проекты о транспортировке природного газа из Ирана и Бирмы, после переговоров с Ниязовым призвал Трансафганский провод «строить, как можно быстрее».

Мало кого удивляет тот факт, что туркменская делегация оказалась наименее подготовленной: за последние полгода в нефтегазовом министерстве прошел тотальный кадровый мор — с десяток чиновников посажены в тюрьму. Вот и недавно, по обвинению в махинациях взяли под арест директора нефтеперерабатывающего гиганта в городе Туркменбаши, впрочем, как и его предшественника. До сих пор, не исчез и фактор геополитического риска, поставивший в свое время крест на проекте. В Афганистане, через который должна пройти большая часть транзита, все еще пылают очаги напряженности и талибы, да и белуджи в Пакистане все еще пугают тем, что способны устроить крупные диверсии. Заверения министр шахт и горной промышленности Афганистана Мир Мохаммад Сидика по поводу способности его правительства мобилизовать спецотряды для охраны по периметру всей трубы — слабое утешение для потенциальных инвесторов.

Плюс ко всему, не обходится и без конфузов, что лишний раз подтверждает «несогласованность» развития проекта. Афганский президент Хамид Карзай в начале года принял у себя Карлоса Бульгерони, президента аргентинской Бридас, чтобы обсудить реалии и перспективы Трансафгана. По всей видимости, его ближайшие советники не успели шепнуть, что в Ашгабате подобная встреча, могла вызвать, мягко говоря, сильное раздражение. Как известно, в декабре 1995 года, как писали в одной статье, « Ниязов в одностороннем порядке разорвал все соглашения и «выгнал аргентинца из своей вотчины, что называется, взашей». Бридас потерял тогда не только все нефтяные проекты в Туркменистане, но и был выдавлен из Трансафганского проекта, а все потому, что предлагаемые отчисления показались президенту Туркменистана мизерными. Лидерство в ТАП было передано американской Unocal, согласившейся в итоге выделить Ниязову десять процентов личных акций в создаваемом консорциуме. Правда, и эта компания ушла с туркменского рынка, но это уже другая история. Бридас же ничего не оставалось, как выставить лично Ниязову неустойку в $1 млрд. и обратиться в арбитражный международный суд.

На первый взгляд, туркменский газ снова «в игре». И гипотетически его можно подвести хоть на край света — в Китай, Японию, Пакистан, Индию, Европу, Армению, или даже на Украину в обход России двумя морскими путями через — Каспийское и Черное. Но нужно ли это авторитарной власти в Ашгабате? Все эти новые коммуникации, обязательства, да и вообще, адаптация к мировой политэкономии. Ясно, что без участия крупных строительных компаний и приличных финансовых вливаний Туркменистану не удастся построить ни одну альтернативную трубу, а они, потенциальные «игроки», в свою очередь просят известный арсенал — «прозрачности», либерализации экономии, гарантий безопасности, снижения политических рисков. Для центрально-азиатского «островка», где власть одного человека — абсолютизирована, а все бизнес-макеты расписываются келейно, об этом не может быть и речи. Вот и остается Туркменбаши апеллировать астрономическими цифрами и вести свою таинственную игру, чтобы «оставаться в цене».

Бек Ханов (Ашгабат).

Журнал Оазис.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.