В мире широко распространено мнение, что пожизненный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, присвоивший себе титул Туркменбаши, отца всех туркмен, является деспотичным правителем, разрушающим свою страну и обрекающим на нищету ее население. ООН и ОБСЕ регулярно критиковали вопиющую ситуацию в области прав человека в Туркменистане, а Европейский банк реконструкции и развития приостановил сотрудничество с государственным сектором этой страны по причине такой обеспокоенности. Все согласны с тем, что Туркменистан является одним из наиболее репрессивных режимов мира.
Поэтому сильным шоком стало известие о том, что Евросоюз готов протянуть руку правительству -- парии. 20 марта Комитеты Европарламента по иностранным делам и международной торговле одобрили предложение о Временном соглашении по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Туркменистаном. Данный вопрос скоро будет поставлен на голосование всего парламента.
Это представляется радикальной переменой политики ЕС, проводившейся в течение последних семи лет. В 2003 году Европарламент даже принял резолюцию, в которой было высказано сожаление по поводу того, что Туркменистан "стал одной из худших тоталитарных систем в мире", и справедливо отказался заключать временное соглашение с туркменским режимом из-за нарушения им прав человека.
Возможно, в комитетах Европарламента полагали, что такое изменение «туркменской» политики заметят немногие. В конце концов редкие статьи, которые посвящены Туркменистану в мировых СМИ, обычно сосредоточены на таких экстравагантных решениях Ниязова, как присвоение месяцам календаря своего имени и имени его матери (2002 год), запрет золотых зубов (2004 год), запрет музыкальных записей (2005 год) или его обещание попасть прямо на небеса всем тем, кто три раза прочитает вслух «Рухнама» -- его книгу о создании нации и духовности (2006 год).
Все это кажется почти смешным, но, конечно, нисколько не забавляет тех, кто живет в Туркменистане.
Правительство Ниязова не приемлет никаких проявлений инакомыслия, свобода СМИ и политические свободы подавляются, оно отправило в ссылку или заключило в тюрьму представителей политической оппозиции, правозащитников, независимых журналистов и последователей некоторых религий, особенно представителей конфессий иных, нежели суннитский ислам и Русская православная церковь. Некоторые диссиденты были насильственно помещены в психиатрические больницы. В местах заключения и в милиции все шире применяются пытки, включая избиения и использование психотропных препаратов.
Стремясь уменьшить иностранное влияние, в 2004 году туркменские власти приняли новый закон, согласно которому все дипломы о высшем образовании, полученные за пределами страны после 1993 года, лишались законной силы, а все обладатели таких дипломов увольнялись с государственных должностей. В феврале 2005 года Ниязов приказал закрыть сельские библиотеки под тем предлогом, что они никому не нужны, так как в селах никто не читает.
И это тот партнер, с которым ЕС намерен тесно сотрудничать?
Европарламент заявляет, что поиск связей с режимом Ниязова необходим, чтобы попробовать улучшить отношение к правам человека в его стране. Не лицемерие ли это?
Как может парламент гордо заявлять, что для обеспечения своего влияния он включит в соглашение пункт о соблюдении прав человека, которым можно будет воспользоваться для приостановки соглашения в случае нарушений этих прав? Но очевидно -- уже только включение такого пункта отрицает саму возможность подписания соглашения. Какое еще нарушение прав человека необходимо, чтобы отказаться от сотрудничества с режимом Ниязова перед лицом таких вопиющих преступлений, как лишение жизни, пытки и похищения? Неужели нужно убить еще одну сотню людей, как в соседнем Узбекистане?
Но наиболее смешным оправданием является обеспокоенность Европарламента не допустить изоляции Туркменистана -- идея, видимо, поддержанная некоторыми представителями Европейской комиссии и совета. За последние годы Ниязов создал одно из наиболее закрытых государств в мире, и Временное соглашение ЕС не в состоянии изменить эту ситуацию, поскольку неспособно сделать туркменское правительство более демократическим и заставить его уважать основные права человека. И любая торговля с Туркменистаном только наполнила бы карманы того человека, который обрекает свое население на все возрастающую нищету.
Сама идея установления отношений с этим правительством является столь же абсурдной, сколь и заявление Ниязова о том, что он пророк. Но, к счастью, у Европарламента еще имеется время для того, чтобы остановить это безумие. Когда на пленарной сессии будет поставлен на голосование вопрос о Временном торговом соглашении, Европарламент должен полностью его отклонить. Иначе это станет настоящей насмешкой над заявлением Евросоюза о приверженности защите демократии и прав человека во всем мире и серьезно подорвало бы доверие к Евросоюзу в международных делах.
Акация Шилдс, отдел "Хьюман Райтс Вотч" по Европе и Центральной Азии.
Эндрю Стролайн, директор отдела СМИ "Интернэшнл Крайсис Груп".
«Время новостей»