Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Отсутствие легальных документов усугубляет жизнь туркменских мигрантов в Турции.

“HES”

В связи с пандемией турецкие власти вводят меры по нераспространению COVID-19. Вполне оправданные ситуацией меры, к сожаленью, могут поставить туркменских граждан, проживающих в этой стране, в весьма затруднительное положение.

Следуя циркуляру министерства внутренних дел Турции от 30 мая 2020 года, требующему соблюдения “HES”, всем гражданам страны были присвоены специальные коды в соответствии с их документами. Особенно это касалось тех, кто путешествовал внутри страны и за рубеж. Правило вошло в силу с 24 сентября. Иностранным туристам “HES” присваивали на основе их зарубежных документов.

С 15 января 2021 года такой же код теперь должны иметь и пассажиры городского транспорта. Поскольку в Турции на нелегальном положении проживают сотни тысяч (по некоторым подсчетам до миллиона) туркменских граждан, то введение данного правила привело их в панику.

Здесь у большинства туркменских мигрантов отсутствуют легальные документы (у них просроченные, недействительные заграничные или внутренние паспорта Туркменистана «старого образца»). У нас десятки заявлений туркменистанцев, которые ранее неоднократно обращались в туркменское консульство в Стамбуле за обновлением паспортов. Туркменские чиновники не продлили им паспорта, не обновили старые, а просто отсылали их на родину.

По информации ТХФ, летом 2020 года, в связи с пандемией и из-за участившихся протестных движений туркменских активистов, некоторым из обратившихся консульство в Стамбуле начало выдавать справки к паспорту, продлевающие срок действия документа на 2 или 6 месяцев. Чиновники не дают информацию почему и по какому принципу выдавались справки различного срока действия. Известно только, что в основном это касалось тех, у кого имеются заграничные паспорта, а не обладателей паспортов «старого» образца. Были сообщения, что некоторым согражданам консульские чиновники за определенную мзду обновили документ.

В предновогодние дни к нам обратились десятки туркменистанцев, ранее опасавшихся раскрывать свою личность. Теперь они присылают нам копии своих паспортов, рассказывают о своих посещениях в консульство, где чиновники жестко, вплоть до угроз, обращаются с соотечественниками.

Так, Лейла М. еще в конце 2018 года за два месяца до окончания срока действия паспорта ходила на прием в туркменское консульство в Стамбуле, чтоб поменять паспорт. Но заявления у нее не приняли, а оскорбив потребовали вернуться на родину. Она отказалась ехать, поскольку опасалась преследований: ранее ее сестре М., вернувшейся в Ашгабат в 2017 году власти поставили запрет на выезд на 5 лет. Жалобы на миграционную службу и попытки судиться с властью оказались безуспешными: сначала ее сестра получала отписки, затем ее стали вызывать в полицию и в прокуратуру с требованием прекратить жаловаться.

Лейла живет на окраине Стамбула, а работает в центре куда ездит городским транспортом. «Без легального документа я не смогу оформить “HES”, значит не смогу ездить на работу, из-за чего останусь без средств к существованию и крыши над головой".

Если официальный Ашгабат незамедлительно не примется за решение обострившейся проблемы с просроченными туркменскими паспортами, уже через несколько недель в подобном положении могут оказаться сотни тысяч туркменистанцев.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.