В Туркмении арестован Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркмении в Королевстве Бельгия Ниязклыч Нурклычев. 29 ноября Туркменбаши своим приказом освободил его от обязанностей посла, заодно лишив дипломатического ранга и всех государственных наград «за серьезные недостатки, допущенные в работе». При этом мало кто сомневается, что посол стал жертвой продолжающихся в Туркмении политических репрессий.
Как сообщил «Немецкой волне» источник в туркменском МИДе, Ниязклыч Нурклычев самовольно оставил свой пост уже больше недели тому назад и «принял решение остаться на Западе».
Однако «НГ» стало известно, что туркменский дипломат был срочно вызван на «ковер» в Ашхабад. В настоящее время он находится под домашним арестом в туркменской столице. Против него возбуждено уголовное дело и ведется следствие.
Дело в том, что 18 ноября нынешнего года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «О положении в области прав человека в Туркмении». В ней выражается «глубокая обеспокоенность по поводу продолжающихся серьезных нарушений прав человека в Туркмении». На заседании Генассамблеи присутствовали министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов и постоянный представитель Туркмении в ООН Аксолтан Атаева, которые не смогли заблокировать принятие резолюции. Чтобы отвести удар от себя, туркменские дипломаты доложили Ниязову о пассивной позиции Нурклычева, который мог бы предпринять какие-то шаги и не доводить дело до рассмотрения в Нью-Йорке. По сведениям «НГ», именно после этого Нурклычев был срочно вызван в Ашхабад.
В резолюции ООН особо подчеркивается недопустимость политики правящего режима, основанной на подавлении любой оппозиционной деятельности. Кроме того, мировое сообщество обеспокоено прекращением трансляции в республике русскоязычных программ радио «Маяк» и продолжающейся дискриминации в Туркмении этнических русских, узбеков и других меньшинств.
Впрочем, о катастрофическом положении прав человека в Туркмении известно давно. Только за последние два года ситуация с правами человека в Туркмении трижды становилась предметом обсуждения ОБСЕ, Евросоюза и других международных организаций. Однако президент Ниязов быстро усвоил, что все эти решения носят рекомендательный характер.
«Вина господина Нурклычева заключается в том, что он не сумел приостановить инициативу Евросоюза о внесении проекта резолюции по Туркмении в Генеральную ассамблею ООН, – пояснил «НГ» один из лидеров туркменской демократической оппозиции Худайберды Оразов. – Все просто: не ситуация в стране катастрофическая, а плох тот посол, который не сумел убедить европейцев в том, как хорошо живется людям при режиме Ниязова».
Как правило, Туркменбаши в ответ на беспокойство мирового сообщества усиливает репрессии внутри страны. Только в этом году арестовали и осудили на 15 лет тюрьмы главного муфтия страны Насруллу, обвинив его к причастности к покушению в 2002 году. На самом деле муфтий заявил о недопустимости расписывать мечети изречениями Ниязова из «Рухнамы». Мировое сообщество призывает Туркменбаши обеспечить свободу слова – в ответ на это прямо из реанимационного отделения больницы бросают в камеру КНБ туркменского писателя и журналиста 78-летнего фронтовика Рахима Эсенова только за то, что он посмел дать интервью радиостанции «Свобода». На днях сняли с должности и привлекли к уголовной ответственности главу Дашогузской области Ишанкули Гулмурадова с формулировкой «за серьезные недостатки, допущенные в работе». В минувшую пятницу были уволены 27 сотрудников редакции газеты «Нейтральный Туркменистан». Это только отдельные примеры.
Резолюцию ООН поддержали 65 стран, 49 проголосовали против, 56 – воздержались. Воздержалась от принятия резолюции и делегация России. Москва, на словах заявляя о первостепенности защиты интересов граждан России и русских за рубежом, на деле исходит из интересов приближенных промышленно-финансовых групп, полагает Худайберды Оразов. «Вот если бы в Прибалтике случилась хоть малость того, что происходит в Туркмении, вот тогда Россия могла возмущаться – там ведь нет совместного криминального бизнеса», – заявил «НГ» один из лидеров туркменской оппозиции.
Виктория Панфилова «Независимая газета» 8 декабря 2004 г.