Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Туркменистане по прежнему нет верховенства закона.

В Туркменистане по прежнему нет верховенства закона.

Туркменский Хельсинкский Фонд получил ряд документов и фотографий, на которых видны следы побоев и ран на голове, верхних и нижних конечностях потерпевших супругов Базаргельды и Айджемал Бердыевых.

„Сообщаю, что 23.11.1998 года следственным отделом КНБ Туркменистана по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.228 УК Туркменистана, Ваш муж Бердыев Базаргельды Джораевич в порядке ст.ст. 131-132 УПК Туркменистана задержан и водворен в СИЗО КНБ Туркменистана.” Подпись - Ст.Следователь по ОБД, следотдела Комитета Бегчаев (инициалы не разборчивы).

Такой ответ из Комитета Национальной Безопасности получила семья Бердыевых 26 ноября 1998 г. на запрос об аресте Базаргельды. Затем разыгралась драма, подобная тысячам в ниязовский период. Согласно фотографий и медицинских заключений, Б. Бердыева и его супругу пытали, нанесли тяжкие побои, кололи психотропные средства, заставляли подписать самооговор. В резултате подобных действий у беременной Айджемал произошел самопроизвольный выкидыш. Без суда и следствия у семьи конфисковали имущество и финансовые средства на сотни тысяч долларов...

В 2007 году к власти пришел президент Г.Бердымухамедов. Настойчивые обращения семьи во всевозможные правоохранительные и другие организации не прекращаются. В мае 2009г. Бердыев получает ответ из Генеральной Прокуратуры, в котором указывается о возвращении незаконно конфискованного имущества. В конце концов Генеральная Прокуратура подтверждает незаконность действий властей, но... и при новой власти беспредел чиновников в погонах продолжается.

21 мая 2009г. Базаргельды Бердыев в интервью туркменскому отделению радио „Свобода” рассказал:”Получив ответ от Генпрокуратуры, 9 мая 2009 года я пошел сделать копию документа. Меня остановили работники МНБ, схватили и силой впихнули в машину, надели мешок на голову, вывезли за город (как потом оказалось - в поселок „Арзув”) и стали избивать дубинкой по голове. Основной мотив избиений - напугать, чтобы я не требовал возврата частной собственности. Звучали угрозы уничтожения меня и всей моей семьи. Мне сказали:”Ты знаешь на кого жалуешься, с кем связываешься? Ты кончика их пальца не стоиш”. Три дня меня продержали и вернули на четвертый день. Документы, оригинал решения Генпрокуратуры забрали, одежду изорвали.”

Согласно рассказа Айджемал, вернули ее супруга только после того, как она обратилась в Генеральную Прокуратуру. В присутствии Айджемал прокурор из своего кабинета позвонил в МНБ и уверил, что майский инцидент „стал уроком для Бердыевых и семья больше не будет претендовать на возврат незаконно конфискованного имущества”.

Это один из сотни вопиющих фактов серьезных нарушений прав человека ниязовского наследия. Однако, многократные призывы международных правозащитных организаций начать общенациональный транспарентный процесс пересмотра сфабрикованных уголовных дел прошлых лет и обеспечить правосудие жертвам произвола не находят поддержки со стороны нового руководства. Как следствие - продолжающийся произвол чиновников правоохранительных органов.

Нам поступают заявления жертв ниязовского режима, в которых звучат призывы к правительству Г. Бердымухамедова начать прозрачное, с привлечением независимых международных экспертов, расследование уголовных дел, сфабрикованных во время правления Ниязова. Согласно документов, нынешние власти в лучшем случае отписываются отговорками, а по сути просто переписывают слово в слово решения предшественников. Заявители отчаянны: без команды сверху никто из чиновников не решается на пересмотр дел. Единицам удается добиться аудиенции Генерального прокурора, его заместителей, директора Института демократии и прав человека. „Счастливчики” рассказывают: чиновники, отказывая в пересмотре дел, указывают пальцем на потолок, имея в виду президента Г.Бердымухамедова, боясь даже произносить слово „реабилитация”.

В стране по прежнему нет верховенства закона.

Среди дел, требующих твердой политической воли и незамедлительного вмешательства Президента Бердымухамедова нижеследующие:

- Реабилитация жертв событий 1995г.

- Открытое расследование ноябрьских 2002г событий

- Дело турецкого бизнесмена Арваз Метина, 2002г.

- Дело оппозиционера Г.Аннаниязова, 2008г.

- Дело активистов А.Аманклычева, С.Хаджиева, О.Мурадовой (посмертно), 2006г.

- Дело А.Хаджиева, А.Хаджиева, Т. Бегмедовой, С.Бегмедова, 2002г.

- Дело активиста Сазак Дурдымурадова, 2006

- Дело Солтан Ачиловой, 2006г.

- Преследование журналистов радио „Азатлык”, 2006-2009г.

- Базар Сахатов -незаконноe выселениe из квартиры, 2009

- Б. Бердыев и А.Бердыева – пытки, избиения, конфискация в 1998г.; незаконное задержание на 4 дня и избиение Б.Бердыева работниками МНБ 9 мая 2009г.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.