Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В ашгабадском СИЗО МНБ Аманклычев и Хаджиев подвергаются негуманному обращению.

В ашгабадском СИЗО МНБ Аманклычев и Хаджиев подвергаются негуманному обращению

Из Ашгабада передают: власти оказывают серьезное давление на Аннакурбана Аманклычева, Огулсапар Мурадову и Сапардурды Хаджиева с целью подписания ими самооговора. (См. сообщения от 19 июня 2006)

Аманклычев Аннакурбан. Близкие Аманклычева потеряли доверие к адвокату Дурдыеву Аману, постоянно избегавшему встреч с ними и не сумевшему дать конкретных ответов ни на какие вопросы. ”Я встречался со следователем Дурдыевым Тойли и передаю вам его слова, что Аннакурбан жив”- так он ответил на вопрос “Вы хотя бы встречались с Аннакурбаном?” 25 июля близкие Аннакурбана расторгли договор с Дурдыевым и наняли другого адвоката.

По словам источника 27 июля новый адвокат К.А. сумела добиться встречи с Аманклычевым. Встреча проходила в присутствии следователя. Адвокат была удивлена состоянием подзащитного:”Он в депрессии, не могу добиться от него нормального разговора.” Далее она добавила, что от Аманклычева требуют признаться в намерении продать патроны, якобы найденные Сапардурды Хаджиевым у себя на даче. Сообщается об ухудшении состояния здоровья Аннакурбана: обострение сахарного диабета, проблемы с почками.

Сапардурды Хаджиев. Адвокат С.Хаджиева Мухаммедов Ата признал:” Сапардурды потерял интерес ко всему что у него спрашиваешь. Он в тяжелой депрессии.”. По сообщению источника следствие не располагает никакими доказательствами также и против С.Хаджиева, на него оказывается сильное давление, ему не дают спать по ночам, ведут непрерывные допросы и вынуждает его взять на себя самооговор: якобы Сапардурды нашел на даче патроны и предложил Аманклычеву продать их.

Огулсапар Мурадова. У журналистки радио Свобода Огулсапар Мурадовой в СИЗО проблемы со здоровьем: родственники постоянно снабжают ее лекарствами против головной боли, болей в сердце. Сообщается, что Мурадова страдает повышенным артериальным давлением. Адвокат Кадыров Какаджан уточнил:”Огулсапар Мурадова была задержана 18 июня, три дня ее продержали без предьявления обвинения и только 21 июня ей предъявили обвинение по ст. 287, п.2. Ее пытаются обвинить в том, что она якобы знала о патронах, но не сообщила властям”.

В первые дни после ареста допросы арестованных велись круглосуточно, им не давали времени на сон и отдых, не разрешались продуктовые передачи, лекарства, свидания с близкими. В те дни были сообщения о плохом обращении с Аманклычевым, о негуманном обращении с Мурадовой. Так, им угрожали пожизненным заключением, их пугали арестами близких, а Мурадовой показывали ее арестованных детей и требовали “сотрудничества со следствием”.

Напомним, Аманклычеву предъявили обвинение по ст. 287, п.2 УК* (сообщалось о подбросе нескольких патронов в его автомобиль) и, по видимому, на этом основании власти пытаются осудить активиста, помогавшего иностранным журналистам снять документальный фильм о Туркменистане. Однако ни у Мурадовой, ни у Хаджиева никаких боеприпасов во время обыска обнаружено не было. Несмотря на это их обвиняют по той же самой статье.

Наш источник сослался на практику искусственного возбуждения уголовных дел в МНБ Туркменистана. И подтвердил искуственность создания состава преступления Аманклычева, Хаджиева и Мурадовой.

В то же время информация о встречах адвокатов с арестованными, о том какое обвинение им предъявлено поступает со слов самих адвокатов, правдивость которой, в силу закрытости страны, проверить не представляется возможным.

На днях стало известно: руководство МНБ оказывает серьезное давление и на адвокатов арестованных. Так, Какаджан Кадырова вызывали в МНБ и выразили серьезное недовольство его контактами с родственниками Мурадовой. Фамилия Кадырова прозвучала на радио “Азатлык”- этого оказалось достаточно, чтобы занести Кадырова в список нелояльных режиму лиц. Дурдыев Аман также постоянно ссылался на запрет властей давать родственникам Аманклычева какую-либо информацию о ходе следствия. До сих пор все трое адвокатов отвечая на вопросы близких арестованных просто ссылаются на следователя. Родственники не уверены имели ли адвокаты доступ до арестованных. Близкие Аманклычева, Мурадовой, Хаджиева ежедневно обивают пороги требуя свидания с арестованными.

“Мне непонятны абсурдные обвинения Туркменистана против иностранных дипломатов, журналистов и троих местных активистов и затягивание времени для того, чтобы оправдать их имя полностью и однозначно” - сказал представитель одной из международных организаций расположенных в Ашгабаде. “По нашим наблюдениям простой туркменский народ с большим недоверием, и даже иронией, отнесся к очередному шоу, показанному в июне месяце”.

В свою очередь туркменский юрист НН считает:” Использовав страх С. Ниязова перед демократическими изменениями, прошедшими в некоторых постсоветских республиках, министр национальной безопасности попытался перевести рельсы от основных проблем с коррупцией ( в которой он сам серьезно замешан) на журналистов и активистов.

* 287 (2) УК - Незаконное приобретение, сбыт, хранение, провоз, пересылка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Деяния по данной статье наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.”

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.