Для туркменских женщин существуют лишь два объяснения их нелегкой жизни в Турменистане. Одна заключается в том, что они живут в диктаторском государстве, которое не заботится должным образом о своих гражданах. Вторая причина – это то, что они, к сожалению, как и в большинстве других стран, родились женщинами. «Помимо таких же ограничений, как и у мужчин, женщины дополнительно сталкиваются c патриархальными традициями, несовершенством законодательства о насилии в отношении женщин и насилием в семье, а также с плохими условиями для здоровья», — сообщается в новом докладе Норвежского Хельсинского Комитета «Женщины в Туркменистане: граждане второго сорта. Подвержены произволу и равноправны только в неправосудии».
Одна из убедительных причин для прочтения данного доклада — то, что он основан на полевом исследовании. Авторы доклада объясняют, что «отсутствие надежных статистических данных и систематические репрессивные действия властей в отношении любой деятельности в гражданском обществе осложняют попытки мониторинга, оценки или улучшения ситуации изнутри, намного больше, чем в соседних странах». Но с помощью своей обширной сети «граждан Туркменистана, которых волнует ситуация в стране», НХК сообщает, что опросил «более чем 10 000 женщин, в основном, живущих в столице Туркменистана Ашхабаде, а также и в регионах».
В докладе приводится много случаев, когда «многие туркменские женщины являются главными кормильцами в семье». Социально-экономические условия достаточно сложные: высокий уровень безработицы, большое количество мужчин-наркоманов, коррупция во многих сферах, например, в образовании и здравоохранении и т.д. «Для меня лично, самая важная информая, полученная в результате прочтения доклада — это большой объем работы, возлагаемый на женщин, требования и давление на женщин со всех сторон: со стороны государства, семьи, общества, супруга, нищенских условий жизни», — говорит Лин Уэттерлэнд, советник по странам Центральной Азии НХК.
Конечно, «в законодательстве Туркменистана отсутствуют нормы, дискриминирующие женщин. Наоборот, правовые положения направлены на ликвидацию дискриминации женщин во всех сферах жизни, на их общую защиту в соответствии с КЛДОЖ1 и включают в себя различные меры, которые, на первый взгляд, гарантируют ответственность за любое нарушение этих положений. Подобные положения повторяются во многих законах, включая Конституци». Однако, проблема заключается в том, что «законы, защищающие права женщин, создают искусственный фасад добрых намерений в отношении свобод женщин и их равенства в обществе», — говорится в докладе.
После прочтения 40-страничного доклада у нас сложилось впечатление, что приверженность традициям идет не только из низов общества. «Правительство делает акцент на распространении традиционных семейных ценностей, чтобы отстранить женщин, мужчин и молодежь от создания организаций и не дать им возможность бороться за улучшение условий жизни. Таким образом, им постоянно напоминают, что они должны уважать власть и в семье, и в обществе и воздерживаться от провокационных вопросов», — утверждает Лене Уэттерлэнд.
Приверженность традициям также насаждается сверху, определенно с целью использования ее как инструмента контроля над обществом. В этом отношении Президент Турменистана Гурбангулы Бердымухаммедов не более прогрессивен и образован, чем крестьянин, живущий в глубинке в пустыне Каракум. Автор доклада вспоминает цитату г-на Бурдымухамедова: «Девочки должны обучаться основам шитья, ковроткачества и кулинарии, словом, всему, что должна знать будущая домохозяйка. Мальчики должны сажать деревья, обучаться столярному делу и другим ремеслам».
Именно Президент устанавливает социальные стереотипы и способствует тому, чтобы превратить туркменских женщин во второсортных граждан. НХК вспоминает эпизод во время президентских выборов 2012г., когда «Бердымухамедов появился на избирательном участке со своей семьей, состоящей лишь из мужчин. Там не было ни единой женщины: ни матери, ни жены, ни невестки. Складывается впечатление, что женщины освобождены от участия в выборах, либо им просто не нашлось места среди мужчин». Есть организация, которая занимается женскими вопросами — Союз женщин Турменистана. Но и она полностью зависит от правительства: «На слушаниях Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, проходивших в Женеве в октябре 2012 года, делегация (…) не смогла объяснить, почему глава Союза женщин присутствовала в Женеве в качестве члена официальной делегации, если она представляет НПО», — сообщается в докладе.
Не надо удивляться, когда различные организации страны вторят шаблонным высказываниям главы государства. «8 марта 2013 года Молодежная ассоциация Туркменистана имени Махтумкули организовала конкурс для студентов в университетах «Студенческая красавица». В своих репортажах об этом конкурсе Государственное информационное агентство похвалило «кулинарные способности конкурсанток, которые смогли показать свое мастерство в искусстве оформления праздничного стола аппетитной пищей», — говорится в докладе.
Другое доказательство использования традиционализма в политических целях – это вопрос формы одежды для женщин. Это — «тема государственной политики высокого уровня», — утверждает НХК. Действительно, на рабочем месте или во время государственных и религиозных праздников женщины и школьницы должны носить национальную одежду, даже если не являются туркменками по национальности, с вышивкой на груди, а волосы должны быть убраны в две косы и покрыты головным убором под названием тахья. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы призывать женщин носить национальные платья даже в частной жизни: “К вопросу о дресс-коде можно добавить заявления Г. Бердымухамедова, касающиеся более личных ситуаций, о том, что невестам на свадьбе стоит носить национальные платья вместо европейских белых платьев, которые в последнее время стали столь популярными. Такие заявления приводятся на первых страницах туркменской прессы».
Такая политическая обстановка способствует ослаблению роли женщин в стране. Говорим ли мы о неравном доступе в образовании между мальчиками и девочками, пассивности полиции, когда речь идет о защите женщин от домашнего насилия, дискриминации при устройстве на работу, женщины по существу не защищены законом.. Например, немногие женщины пользуется правом декретного отпуска. «Во-первых, у них не останется средств для поддержания своей семьи во время отпуска. Во-вторых, они понимают, что вероятность сохранения за ней работы по истечение трех лет отпуска по уходу за ребенком низка», — объясняют авторы доклада.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Режис Женте