ЕСПЧ назвал выдачу в Туркменистан нарушением Конвенции
Адвокат «Мемориала» надеется, что теперь уроженцу Туркменистана А.В. предоставят убежище в России.
6 июля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по делу жителя Санкт-Петербурга А.В., уроженца Туркменистана, 1973 г.р. ЕСПЧ постано вил, что экстрадиция А.В., обвиняемого в стране исхода по экстремистским статьям, подвергла бы его риску жестокого обращения, то есть нарушила бы статью 3 (запрещение пыток) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интересы А.В. представляла адвокат Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» Ольга Цейтлина.
На родине А.В. обвиняют в религиозном экстремизме и экстремистской деятельности. 23 мая 2016 года его арестовали в России, поскольку он был объявлен в международный розыск. Туркменистан запросил его экстрадицию. 26 декабря Генеральная прокуратура РФ экстрадицию санкционировала. А.В. при поддержке адвоката обжаловал решение, но 17 мая 2017 года Верховный суд жалобу отклонил. При этом, один из судей выступил с особым мнением, указав, что в случае экстрадиции А.В. рискует подвергнуться жестокому обращению на родине. Однако поскольку этот судья был в меньшинстве, решение о выдаче вступило в силу.
А.В. просил ему предоставить статус беженца или временное убежище в России, но безуспешно.
Чтобы предотвратить выдачу подзащитного на пытки, адвокат Цейтлина обратилась за применением Правила 39, и ЕСПЧ применил превентивные меры, а 6 июля 2021 года вынес постановление по жалобе.
Ранее ЕСПЧ отмечал, что в Туркменистане люди, которых преследуют в уголовном порядке, сталкиваются с риском жестокого обращения при содержании под стражей. Международные доклады не свидетельствуют об улучшении ситуации.
ЕСПЧ посчитал, что российские власти имели в распоряжении обоснованную жалобу А.В., указывающую на реальный риск жестокого обращения в стране происхождения, но не изучили её достаточно тщательно и не смогли адекватно оценить его требования.
ЕСПЧ постановил, что экстрадиция А.В. в Туркменистан стала бы нарушением статьи 3 Конвенции.
«Надеюсь, после решения ЕСПЧ заявителю будет предоставлено убежище в России и он не будет похищен или выслан, — комментирует адвокат Ольга Цейтлина. — ЕСПЧ в очередной раз подчеркнул, что власти не провели анализ утверждений заявителя о пытках, хотя это является их обязанностью».
Руководитель Сети «Миграция и Право» Светлана Ганнушкина выразила удивление тем, что миграционные органы и Минюст, который даёт им информацию о странах исхода беженцев, видимо, не знакомы с ситуацией в Туркмении и докладами международных и российских организаций о ситуации с правами человека в этой стране.