Борьба за власть в Туркмении закончилась, почти не начавшись. Вчера народный совет Туркмении выдвинул шестерых кандидатов в президенты. Но единственным, за кого члены совета проголосовали единогласно, стал и. о. президента Гурбангулы Бердымухаммедов. Это означает, что 11 февраля следующего года именно он станет преемником Туркменбаши.
"Умер вождь, но мы помним его. Летят птицы, а мы помним вождя. Он ушел от нас в небо, и мы помним его. Это память наша на века" – такие стихи читала с трибуны дворца "Духовность" одна из делегаток халк маслахаты (народного совета), высшего органа власти в Туркмении. Все присутствующие были в черном в знак траура по скончавшемуся президенту. Заседание народного совета выглядело логическим продолжением воскресной церемонии похорон Туркменбаши. Все события происходили по единому заранее составленному сценарию, и ничто непредвиденное не помешало скорби собравшихся.
Гурбангулы Бердымухаммедов, бывший личный врач покойного, с конца прошлой недели исполняющий обязанности президента, был избран председательствующим. Он вновь рассказал делегатам о том, как Великий Туркменбаши "проложил туркменскому народу путь демократии" и "превратил Туркменистан из сырьевого придатка, которым он был во времена СССР, в страну, производящую высококачественную товарную продукцию, в том числе и мирового качества", а также о том, какое значение имеет наследие Туркменбаши для всего мира. Затем он рассказал 2507 членам халк маслахаты, что им предстоит сделать на заседании: принять закон о выборах президента, определить дату президентских выборов, утвердить список кандидатов, назначить членов ЦИКа и изменить конституцию. 2507 членов халк маслахаты и так были к этому готовы.
За прошедшие со смерти Туркменбаши пять дней население Туркмении уже практически привыкло к тому, что новым вождем становится Гурбангулы Бердымухаммедов. Так, газета "Нейтральный Туркменистан" в понедельник опубликовала письмо почетного старейшины туркменского народа, Героя Туркменистана М. Сопыева, адресованное и. о. президента. "Уважаемый Гурбангулы Мяликгулыевич! – писал старейшина.– Мы искренне верим, что Вы, соратник Великого Сердара (вождя.–Ъ), поведете народ страны, как учил и завещал Великий Сапармурат Туркменбаши, к зажиточной жизни, светлому будущему. Наш народ в эти тяжелые дни выразил Вам, уважаемый Гурбангулы Мяликгулыевич, соратнику Великого Сердара, продолжателю его дела, большое доверие. Верим, что Вы полностью оправдаете это доверие нашего народа". Автор письма 77-летний старейшина вряд ли владеет русским языком, однако опубликовано оно было в русскоязычной государственной газете по-русски. Члены халк маслахаты, очевидно, также верили в то, что "соратник Великого Сердара полностью оправдает доверие народа". Поэтому они слушались Гурбангулы Бердымухаммедова беспрекословно (вчера он стал одним из самых популярных персонажей на российских телеканалах; см. рубрику "Доступ к теле" на стр. 4).
Сначала собравшиеся изменили конституцию таким образом, чтобы пребывание Гурбангулы Бердымухаммедова на посту и. о. президента стало законным. Согласно основному закону Туркмении, преемником президента должен был стать спикер парламента, а никак не вице-премьер. Но второй секретарь правящей Демократической партии Онджик Мусаев вдруг вспомнил, что "Туркменбаши два-три раза предлагал внести изменения в конституцию, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств вице-премьер мог исполнять обязанности президента". Делегаты немедленно исполнили посмертную волю Туркменбаши и поправили конституцию.
Потом на трибуну вышел глава ЦИКа. Он сказал, что выборы состоятся 11 февраля и будут настолько демократическими, что западным наблюдателям не понадобится приезжать в Туркмению и следить за их проведением. Еще он сказал, что все пять велаятов (областей) Туркмении и столица, имеющая статус области, должны выдвинуть кандидатов в президенты. Представители велаятов подчинились воле главы ЦИКа и стали выдвигать кандидатов. Они выдвинули Дурды Дурдыева, Ишанкули Нурыева, Реджепмаммеда Дараклиева, Батыра Чошшиева, Оразмурата Караджаева, Атамурада Алтыбаева, Аннаберды Чупанова, Мухаммедназара Гурбанова, Аширнияза Помманова и Аманнияза Атаджикова. Имена этих десятерых почти никому в самой Туркмении никогда не были известны: все они мелкие региональные чиновники. И тут наконец второй секретарь правящей партии Онджик Мусаев решился выдвинуть кандидатом в президенты Гурбангулы Бердымухаммедова. После этого никаких новых кандидатур не появлялось.
Собравшиеся стали голосовать. По конституции Туркмении кандидатом в президенты может стать только тот, кого поддержат две трети членов народного совета. За Гурбангулы Бердымухаммедова члены народного совета проголосовали единогласно. Глава ЦИКа Мурад Каррыев снова поднялся на трибуну и сказал, что приложит все усилия, чтобы сделать Гурбангулы Бердымухаммедова президентом, "потому что он достойный преемник Туркменбаши".
Делегаты согласились и, воодушевленные, предложили не проводить никаких президентских выборов, а тотчас же утвердить Гурбангулы Бердымухаммедова новым президентом. Но и. о. был непреклонен. И тогда ему подобрали соперников: кандидатами в президенты утвердили пять из десяти выдвинутых. И. о. президента был доволен. "Благодаря Великому Туркменбаши мы возродили свои древние демократические традиции и сегодня, следуя им, выдвигали кандидатов в президенты на альтернативной основе",– заявил он.
В том, что Гурбангулы Бердымухаммедов станет достойным преемником Туркменбаши, не может быть никаких сомнений. С его именем связаны многие самые смелые инициативы Сапармурата Ниязова. Так, вероятнее всего, именно с подачи своего врача-стоматолога Гурбангулы Бердымухаммедова покойный диктатор в 2003 году запретил туркменам вставлять себе золотые зубы. А в 2005 году президент провел еще одну реформу: он распорядился закрыть сельские больницы по всей стране, заявив, что, если гражданин Туркмении заболеет, ему следует ехать лечиться в Ашхабад, а держать врачей по всей стране не имеет смысла. Экстренную помощь населению на местах, по этой мысли, должны оказывать солдаты. Исполнителем, а возможно, и вдохновителем этой реформы являлся тогдашний министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов. Наконец, к достижениям нынешнего и. о. президента стоит отнести то, что он, будучи министром, смог победить холеру и СПИД: сейчас в Туркмении просто запрещено употреблять эти названия, поскольку раз и навсегда решено, что этих болезней в стране нет и быть не может.
По мере того как Гурбангулы Бердымухаммедов приближается к креслу Туркменбаши, с его пути продолжают исчезать потенциальные противники. Вчера СМИ сообщили, что в Ашхабаде был арестован влиятельный министр обороны Агагельды Мамедгельдыев. Байрам Шихмурадов, один из руководителей Республиканской партии Туркменистана, сын репрессированного экс-главы МИД Туркмении Бориса Шихмурадова, сообщил Ъ, что, по его сведениям, весь понедельник Агагельды Мамедгельдыев провел под домашним арестом: его требовалось изолировать на время подготовки к заседанию халк маслахаты. Вчера министр обороны появился на заседании народного совета, однако, по данным источников господина Шихмурадова, в ближайшее время он будет смещен со своего поста.
Пока делегаты халк маслахаты выдвигали Гурбангулы Бердымухаммедова и еще пятерых граждан на пост президента, со своими кандидатами определилась туркменская оппозиция в изгнании. Собравшиеся в Киеве представители Республиканской партии Туркменистана и партии "Ватан" выдвинули своим кандидатом лидера "Ватана" Худайберды Оразова. Они заявили, что их решение поддерживает также и Объединенная демократическая оппозиция Туркменистана (ОДОТ), которую возглавляет Авды Кулиев. Однако затем ОДОТ решил выдвинуть своего кандидата – диссидента Нурберды Нурмаммедова, который находится сейчас в Туркмении и продолжает борьбу с режимом на месте. Однако, как заявил Ъ Худайберды Оразов, проблема заключается в том, что господина Нурмаммедова уже который день не могут найти. На следующий день после смерти Туркменбаши он дал интервью радио "Свобода" и вскоре после этого пропал. Как сообщил Ъ господин Оразов, диссидент может находиться в тюрьме, поэтому неизвестно, что он думает о собственном выдвижении. Туркменские власти оппозиционных кандидатов, естественно, не признают.
Михаил Зыгарь.
«КоммерсантЪ»