Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Власти борются с загранпоездками медиков.

Власти борются с загранпоездками медиков.

В конце сентября оппозиционный интернет-портал Туркменской Инициативы по правам человека сообщил о начавшихся массовых проверках паспортов медицинских работников в Туркменистане.

Сотрудники отделов кадров медицинских учреждений совместно с представителями Службы национальной безопасности выявляют медиков, в чьих паспортах стоит штамп о пересечении границы.

«Многие медработники, помимо своей основной деятельности, наладили челночный бизнес и выезжают за пределы страны, — пишет "Хроника Туркменистана". — Коллеги договариваются друг с другом и меняются дежурствами. Один отрабатывает дежурства за себя и коллегу, а другой тем временем успевает съездить за товаром в Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Россию, Турцию, Иран, Казахстан».

Если в паспорте врача проверяющие обнаруживают пограничный штамп или визовую отметку, нарушителя вызывают к начальству и наказывают, «заставляя вернуть не только деньги, полученные им за фактически неотработанное дежурство, но и зарплату за весь месяц», — сообщает издание.

Массовые проверки паспортов врачей на предмет выявления отметок о пересечении границы проводились в Туркменистане и в 2009 году. Один из местных аналитиков вспоминает, что многие, стремясь обезопасить себя, даже приводили документы в негодность.

«Люди спешно избавлялись от паспортов, теряли их, обливали чем-нибудь, чтобы не видно было проставленных виз в ходе поездок, — отмечает собеседник. — Удалось избежать наказания лишь тем, кто сделал это заранее, до того, как у них запросили паспорта для проверки».

По словам обозревателя в Ашхабаде, совмещение челночного бизнеса и медицинской практики «спасает врачей от безденежья». Зарплата туркменского врача колеблется в пределах 200-230 долларов, что немного больше официального уровня минимальной заработной платы в 598 манатов (170 долларов, по официальному курсу в 2.85 манатов за 1 доллар, утвержденного 1 января 2010 года).

Поэтому медицинским работникам часто приходится подрабатывать еще на дополнительную ставку, чтобы сводить концы с концами. Врачи нередко тратят не только рабочие и выходные дни, но и ежегодные трудовые отпуска для поездок за товарами, которые можно выгодно продать на местных рынках или сдать в магазин.

«У нас очень многим женщинам-врачам приходится содержать всю семью, поскольку в стране большой процент безработных, — рассказывает обозреватель. — И за границу они ездят за товаром не от хорошей жизни, а потому, что надо учить детей, одевать, обувать, кормить».

В беседе с NBCA медики пожаловались, что их положение не улучшилось даже после того, как придя к власти в 2006 году, президент Гурбангулы Бердымухаммедов — стоматолог, доктор медицинских наук — начал реформы в системе здравоохранения.

Хотя из государственного бюджета и выделяются сотни миллионов американских долларов на строительство крупных многопрофильных больниц, зарплата врачей не увеличивается, а растут лишь цены на медицинские услуги, что отталкивает пациентов.

Власти же, в свою очередь, обеспокоены плохим качеством медицинских услуг, которое, на их взгляд, страдает не только из-за низкого профессионализма работников здравоохранения, но и из-за отсутствия врачей-челноков на своих рабочих местах.

«Представьте только такую ситуацию: нужно делать срочную операцию, а врача нет», — возмущается Искандер, юрист из Ашхабада, который поддерживает проводимую кампанию.

Он считает, что медики ни при каких обстоятельствах не должны нарушать данную ими профессиональную клятву.

Правозащитники усматривают в массовой проверке паспортов врачей элементарное нарушение конституционных прав туркменистанцев, удачно маскируемое под борьбу с недисциплинированными медиками.

Несмотря на призывы и критику международного сообщества ослабить свободу передвижения в Туркменистане, она все еще ограничена «черными списками» невыездных, существуют жесткие визовые условия, а путешествие по стране и за ее пределами контролируется спецслужбами.

«Власти напрочь отметают свободу передвижения, находя пустяковые зацепки в виде злостных прогульщиков, — говорит Таджигуль Бегмедова, лидер Туркменского Хельсинского фонда по правам человека, базирующаяся в Болгарии. — А на самом деле выявляют потенциально свободных людей».

Властям интересны не столько врачи-челноки, сколько те, кто выезжает в редкие заграничные командировки для участия в семинарах. Спецслужбы думают, что для этих целей некоторые медики использовали свои шоп-туры, чтобы избежать неудобных вопросов при оформлении визовых формальностей.

Такого мнения придерживается и лидер гражданской группы в Лебапском велаяте, на востоке страны. Он акцентирует внимание на массовых допросах врачей минувшей зимой, после того, как авторитетная международная организация «Врачи без границ» покинула Туркменистан из-за игнорирования властями страны предлагаемых организацией проектов.

Тогда на профилактические беседы было вызвано много врачей, которым рекомендовалось «поменьше» давать информации, «не говорить лишнего» и «быть осторожными с теми, кто спрашивает», иначе это может быть расценено, как «шпионаж».

По словам активиста, правительству не нравится даже намек на взаимодействие местных врачей с представителями зарубежных организаций, с которыми могут встречаться медики, находясь в других странах.

Не исключено, что нынешние проверки паспортов медиков «есть очередной этап этой акции».

Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.

Институт по освещению войны и мира.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...