Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Политзаключённые туркменских тюрем.

Политзаключённые туркменских тюрем.

Представителям Туркменского Хельсинкского фонда удалось опросить целую группу людей, освобождённых из тюрем страны в ходе недавней амнистии.

Правозащитники встретились с некоторыми представителями правоохранительных органов и медицинскими работниками. Главной темой обсуждения стали условия содержания людей в туркменских тюрьмах.

Кроме того, некоторые из опрошенных поделились теми крупицами информации о жизни политических заключённых, которыми они располагали. Политзаключённых, как известно, во время объявленной в ноябре Туркменбаши амнистии из тюрем не выпустили. Мы связались по телефону с главой Туркменского Хельсинского фонда Таджигуль Бегмедовой, и вот что она нам рассказала:

- Туркменский Хельсинский фонд постоянно интересуется правами туркменских граждан. Это касается и прав людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Мы попытались провести небольшой опрос о том, насколько соблюдаются права заключённых. Один из опрошенных, отвечая на вопрос о том, знакомят ли заключённых с их правами, сказал, что ничего подобного он вообще не слышал. В основном заключённые попадают к тем, кого осудили раньше. И вот они что-то рассказывают вновь прибывшим. На вопрос, имеется ли у заключённых возможность обжаловать незаконные действия властей, опрошенные ответили, что такие ребята были. Они упорно настаивали на необходимости законного рассмотрении их дела, но, к сожалению, всё ещё очень распространена практика избиений. По словам этого человека, там есть специальные костоломы, которые так избивают людей, что у них потом отпадает всякая охота связываться с властями. Были вопросы, касающиеся медицинского обслуживания, состояния здоровья, общих условий содержания в туркменских тюрьмах.

К сожалению, никаких изменений к лучшему в туркменских пенитенциарных учреждениях не произошло. Даже ежемесячные свидания, положенные каждому осуждённому, не всем предоставляются. Нам сказали, что есть такие заключённые, о которых говорили, что они "особые". Так вот им не положены свидания, они находятся под контролем прокуратуры и различных спецслужб. И когда мы попросили рассказать об этом подробнее, то узнали, что работники тюрьмы крайне жестоко обращаются с такими людьми, часто сажают в карцер за нарушения режима. Более того, их периодически провоцируют на нарушения, чтобы продлить им сроки лишения свободы. Например, А. уже полгода не дают свидания с родственниками за то, что они обращались за помощью к международным организациям. И эти случаи редкими не назовёшь. К нам обращались несколько граждан, подтверждающих распространённость подобных практик. К сожалению, и адвокатская защита не даёт никакой возможности отстоять свои права.

Практика произвольных задержаний, заключения под стражу - всё это продолжается. А отстаивание своих прав заканчивается тем, что этих людей потом под любым предлогом сажают в тюрьму. Проведя этот опрос, мы показали ответы заключённых нескольким работникам правоохранительных органов и врачу одного из пенитенциарных учреждений, чтобы они дали оценку этому опросу. Так вот, они не только не опровергли итоги проведённого нами опроса, но и поделились своими опасениями по поводу того, что неугодные режиму заключённые систематически подвергаются избиениям, с ними жестоко обращаются. Многие из них наверняка станут инвалидами и вряд ли смогут выдержать тяжелые испытания в тюрьме. На наш вопрос, кого считают неугодным режиму, все опрошенные говорили, что это те, кто имеет своё мнение о режиме, кто хочет отстоять свои конституционные права и свободы, это те, кого осудили в связи с событиями ноября 2002 года, это узники совести, это их родственники.

Так же нам было дополнительно сообщено о том, что бывшие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств, бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые отбывают наказание в колонии спецконтингента в Туркменбаши, так вот они находятся в сравнительно неплохих условиях. Сравнительно с теми тюремными учреждениями, которые имеются, например, в Марыйской области. Колония для спецконтингента находится недалеко от посёлка Акдаш. В камерах содержится по три-четыре человека. Отрадно, что там имеются газеты, литература, у заключённых есть возможность слушать радио, что интересно, и зарубежное в том числе...

Виталий Волков Немецкая Волна 26 ноября 2004 г.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.