1 сентября в Ашхабаде состоялась встреча туркменсктих активистов с Брентом Вулфорком, сотрудником комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США, который посетил Туркменистан с рабочим визитом.
«Я хотел бы услышать вашу оценку ситуации в Туркменистане на сегодняшний день, как лидеров гражданского общества. Труднее вам стало работать в последние годы или легче?» — спросил Вулфорк, обращаясь к общественникам.
Активист, присутствующий на встрече, рассказал NBCA, что беседа была долгой, но г-н Вулфорк выслушал всех внимательно.
«Нам было очень приятно, что к нашим проблемам относятся серьезно, — сказал он, — это внушает оптимизм».
Он также рассказал, что почти все собравшиеся высказали единое мнение: «Работать стало сложнее и у многих это отбивает желание трудиться, поскольку большинство общественных организаций до сих пор не имеют регистрации и не могут работать», — жаловались они.
Руководительница молодежной группы отметила, что ситуация в лучшую сторону изменится лишь после проведения истинной либерализации законодательства о НПО, которое пока дает правительству полный контроль над деятельностью, финансированием и активами неправительственного сектора.
Заявления на регистрацию, которые подают активисты в Министерство юстиции, либо отклоняются сразу, либо годами остаются без резолюции.
«Необходимо упростить процедуру регистрации, дать больше прав и свобод общественникам», — сказала она.
Активистка также рассказала о методах работы незарегистрированных НПО, которые вынуждены использовать патенты, чтобы как-то легализовать свою деятельность.
«Может быть, наши откровенные высказывания на встрече с конгрессменом помогут туркменским властям лучше понять наши проблемы?» — предположила она уже в кулуарах мероприятия после его завершения.
Независимый журналист предположил, что и без того сложная ситуация в туркменском неправительственном секторе усугубилась после того, как была завершена реализация проектов Counterpart Consortium, в недрах которого зарождались первые общественные организации, а также IREX, где прошли компьютерное обучение тысячи туркменистанцев.
Журналиста поддержала и сотрудница организации, занимающейся профилактикой употребления наркотиков.
«Тогда мы владели информацией, которой нас снабжал Counterpart, — сказала она. — А после закрытия проектов мы живем, как на острове».
По официальным данным, в Туркменистане зарегистрировано несколько сотен различных объединений, однако на деле эти структуры финансируются правительством или являются полукоммерческими.
Анализ, проведенный IWPR в Туркменистане в 2009 году, показал, что не удалось добиться регистрации группе ученых из Ашхабада, которые хотели использовать свои знания, чтобы обучать фермеров выращиванию экологически чистой продукции; группе, которая хотела заняться организацией летних лагерей для детей; специалисту по сельскому хозяйству, который хотел создать благотворительную организацию по обучению выпускников школ из бедных семей тому, что могло бы приносить им доход — разведению пчел, кролиководству или созданию экологически чистых удобрений.
В перечень НПО, которым власти по-прежнему не дают регистрацию, входят правозащитные группы, работающие с образовательными проектами, а также журналистские и экологические объединения.
Источник :: Институт по освещению войны и мира