Выводы Международной кризисной группы об упадническом положении стран Центральной Азии, где ветшает инфраструктура, а человеческие ресурсы исчезают, вызвали дискуссию среди обозревателей NBCA.
Туркменские эксперты считают, что следует улучшить доступ к образованию, а узбекские аналитики говорят о необходимости смягчения контроля над частным сектором экономики.
3 февраля Международная кризисная группа опубликовала доклад: «Центральная Азия: Разрушение и распад» (Central Asia: Decay and Decline) в котором отмечается, что инфраструктура в странах Центральной Азии медленно, но неуклонно разрушается: дороги, электростанции, больницы и школы, построенные в советское время, ветшают, а следившее за их состоянием последнее поколение советских специалистов постепенно исчезает.
Узбекистан и Туркменистан, похоже, движутся в одном направлении, но из-за отсутствия достоверных данных ситуацию оценить трудно, говорится в докладе. «… Экстравагантно-оптимистичные публичные заявления местных властей не имеют ничего общего с реальностью. Мраморные фасады больниц в Туркменистане и лживые доклады руководства Узбекистана о процветании не являются показателем решения проблем этих стран».
Исследователи Международной кризисной группы предлагают правительствам стран разработать планы по искоренению коррупции на основе успешных примеров Балтии и Грузии, комплекс мер по удержанию рабочей силы, провести технические реформы.
Власти двух богатых нефтью и газом центральноазиатских стран предпочитают проводить закрытую политику, реальная статистика здесь не публикуется, многие социальные проблемы, среди которых рост заболеваемостью ВИЧ-СПИДом, туберкулезом, бедность, наличие безработицы и трудовой миграции, — отрицаются. Граждане этих страны ограничены в своих правах и свободах, существует жесткий контроль государства над всеми сферами жизни.
Эксперты, опрошенные NBCA, согласились с выводами Международной кризисной группы, однако акцентировали внимание на некоторых неучтенных в докладе моментах по формированию главной движущей силы — человеческого капитала в Узбекистане и Туркменистане.
«Необходимо заострить внимание туркменских чиновников на ограниченном доступе выпускников школ для получения высшего образования в Туркменистане, — говорит Таджигуль Бегмедова, руководитель Туркменского Хельсинского фонда по правам человека из Болгарии. — Нехватка вузов, ограничение в выезде молодежи за рубеж, непрофессионализм местных преподавателей — на эти моменты надо направить усилия как правительства, так и доноров».
В 2007 году, после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухаммедова было реанимировано 10-летнее среднее и пятилетнее высшее образование, сокращенное до этого прежним лидером, однако ощутимого эффекта это не принесло.
«На самом деле произошло просто арифметическое увеличение продолжительности обучения, а на практике не была продумана программа, из-за чего десятиклассники продолжили повторять пройденный материал», — говорит учительница школы из Мары, столицы южного велаята.
Аннадурды Хаджиев, туркменский экономический аналитик в эмиграции предлагает меры по созданию дополнительных рабочих мест и развитию важных отраслей экономики.
«[Власти] необходимо перенаправить усилия и составить госпрограмму по строительству новых или капитальному ремонту существующих электростанций, линий электропередач, поскольку с ростом населения и промышленного производства потребуются дополнительные энергетические мощности», — говорит экономист.
В Узбекистане говорят, что болезненной темой остается жесткий государственный контроль над частным сектором и всеобъемлющая коррупция, что негативно сказывается на трудовых ресурсах.
«В стране так и не сложилась легитимная полноценная частная собственность», — замечает Ронаш Дустов, аналитик из Ташкента.
Он указывает на рабский труд фермеров, выполняющих госзаказ на производство хлопка в убыток себе на арендованных землях, и разрушение властями под различными предлогами частных домов, торговых павильонов и кафе, принадлежащих бизнесменам.
«Не уверенный в завтрашнем дне, лишенный гарантий, зависимый, всегда думающий о необходимости дать взятку предприниматель скорее займется спекуляцией, финансовой аферой или ростовщичеством, чем станет вкладывать средства в долговременное дело», — заключает Дустов.
Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.