Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Верховенство права.

Верховенство права.

Выступление председателя Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека Таджигуль Бегмедовой на Совещании ОБСЕ–БДИПЧ, 2018

Уважаемые дамы и господа,

В апреле этого года ООН признала Туркменистан ответственным за пытки и смерть активистки и журналиста Огульсапар Мурадовой. Решение оглашено в конце июля. В соответствии с подписанными Туркменистаном международными договоренностями Ашхабад обязан до конца года выполнить решение комиссии, а именно:

• провести беспристрастное расследование обстоятельств смерти Мурадовой, предпочтильно — независимой комиссией;

• предоставить семье полный отчет о своих расследованиях, включая отчет о вскрытии, копии судебных протоколов и приговор суда;

• реабилитировать ее имя и обеспечить компенсацию средств семье Мурадовой.

Мы считаем данное Решение Комиссии ООН как уникальный шанс для официального Ашхабада, потому что Туркменистану пора уже войти в международное правовое поле и начать наконец - то реформы. А начать Ашхабад может:

• прекратив практику содержания подозреваемых и осужденных под стражей без связи с внешним миром; • предприняв согласованные усилия по предоставлению информации членам семьи и соответствующим международным органам о судьбе и местонахождении лиц, содержащихся под стражей; • предприняв все необходимые шаги для предупреждения подобных нарушений.

Международные правозащитные организации, в том числе ООН и ОБСЕ, неоднократно осуждали Туркменистан за тяжкие нарушения прав человека, а именно за пытки и недопустимое обращение с политическими оппонентами, журналистами и активистами. В 2017 году Комитет по правам человека ООН, рассматривая ситуацию с правами человека в Туркменистане, выразил серьезную озабоченность в связи с отсутствием независимой судебной ветви власти, ограничением свободы вероисповедания, использованием принудительного труда.

В настоящий момент в туркменских тюрьмах находятся более 120 лиц инкомуникадо. Учитывая тяжесть их положения, грубость нарушений закона соответствующими чиновниками, а также полную их безнаказанность, предлагаем ОБСЕ призвать Туркменистан к созданию комиссии по расследованию этого и других подобных случаев с привлечением в нее международных экспертов.

Что касается сотрудничества ОБСЕ с Туркменистаном в вопросах верховенства права. В последние годы ОБСЕ участила практику проведения различны семинаров и тренингов для работников туркменской правоохранительной системы. Это хорошая идея и она должна быть. Кроме этого, пришло время для более глубокого анализа независимости судебных органов, демократического законотворчества.

Обратите внимание, что некоторые статьи УПК Туркменистана все еще носят репрессивный характер, что отражается на всем процессе судопроизводства в стране. Согласно им туркменские судьи имеют право возбуждать уголовные дела, то есть осуществлять не правосудие, а уголовное преследование. Кроме того, статьи УПК не должны нести инквизиционную, следовательскую роль, это противоречит принципу состязательного процесса.

Почему Туркменистан все еще практикует тайный сбор свидетельских показаний и на суд разрешено не приглашать свидетелей, а лишь сослаться на его письменные показания, собранные следователем? Зачастую недобросовестными следователями этот момент используется в корыстных целях, например для того, чтобы прикрыть свой непрофессионализм, не говоря уже о намеренной клевете широко практикуемой туркменскими правоохранительными органами.

До сих пор туркменские судьи допускают доказательства, собранные следователями и полицией с нарушением Конституции, вместо вынесения оправдательного приговора на основе неопровержимых фактов, возвращают дело следователям. Практикуются сделки о признании вины, не для расширения защиты, а для усугубления карательных побуждений к признанию.

Для совершенствования туркменской судебной системы возможно пора изучить практику внедрения работы суда присяжных. Далеко ходить не надо, ее практикуют как на Западе, так и в соседних с Туркменистаном странах.

По поводу адвокатуры. Вы знаете, что в Туркменистане в большинстве своем адвокаты подконтрольны власти, они не настолько свободны в своей деятельности, что зачастую подстраиваются под следователей и прокуроров вместо того, чтобы защищать подозреваемого. Почему бы Туркменистану не обратить внимание на практику работы коллегии адвокатов, которая должна отвечать за непрофессионализм и неэтичное поведение «подконтрольных власти» адвокатов.

А что касается туркменской прокуратуры, то еще в ниязовские времена она была намеренно превращена из надзорного органа в карательный. Каковой, к сожаленью, остается и поныне.

Спасибо за внимание.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.