Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Кровавая пятница, 13.

Кровавая пятница, 13.

Штурм в Андижане закончился. Не обращая внимания на многотысячную толпу, военные расстреляли повстанцев. По словам журналистки Галимы Бухарбаевой, которая чудом уцелела, спрятавшись в канаве, стреляли по всем без разбора, включая женщин и детей.

Узбекские власти не стали дожидаться ночи, когда народ разойдется, и начали штурм прямо в разгар многотысячного митинга на центральной площади. Примерно в 16.30 мск к площади подъехала первая группа БТРов и встала в ожидании. За ними появилась вторая группа. Первыми стрельбу по толпе начали солдаты, сидевшие в одной из машин. Об этом сообщил корреспондент агентства Reuters со ссылкой на очевидцев. Официальные власти Узбекистана заявили позднее, что штурм областной администрации был начат после того, как захватившие ее мятежники отказались сложить оружие и сдаться.

Как рассказала «Газете.Ru» с места событий корреспондент агентства Uznews.net Галима Бухарбаева, стреляли по всем подряд без разбора, включая женщин и детей. «Толпа бросилась врассыпную. Мы упали в канаву и какое-то время лежали там. Я видела по меньшей мере пять окровавленных трупов. Повстанцы, удерживающие здание хокимията (областной администрации – «Газета.Ru»), открыли ответный огонь. Они намерены стоять до конца».

По словам Бухарбаевой, убитых и раненых – масса. «Выбравшись из канавы, мы побежали по улочкам, забежали в махаллю (квартал частных одноэтажных домов внутри города) и сейчас пытаемся из нее выбраться куда-нибудь, где не стреляют. Но звуки выстрелов слышны повсеместно…» – сообщила чудом спасшаяся корреспондентка узбекского агентства. Уже добравшись до гостиницы, она обнаружила, что рюкзак, который все время был у нее за спиной, насквозь пробит шальной пулей.

По словам местных жителей, штурм здания продолжался около часа. Было слышно несколько сильных взрывов, раздававшихся со стороны областного хокимията.

Потом хлынул проливной дождь. В центре города слышны периодические одиночные выстрелы. Что происходит в здании администрации, пока неизвестно. «В настоящее время в городе идет ливень. Митингующие покинули площадь, – заявил источник РИА «Новости». – Сейчас никто не митингует, но слышны выстрелы. Заложники пока не освобождены». «Некоторое время назад с площади вышло несколько бронемашин с солдатами. Они вернулись с разбитыми ветровыми стеклами и простреленными спущенными колесами», – добавил он.

Штурм начался в разгар митинга, когда на площади перед зданием мэрии столпилось, по оценкам западных агентств, около 50 тысяч человек. Люди сидели прямо на асфальте, наблюдая за ораторами на трибуне. По словам местного жителя, произнести речь мог каждый – микрофон давали всем. Как сообщил житель Андижана сайту «Фергана.Ru», звучали лозунги об отставке Каримова и правительства Узбекистана, но по большей части люди просто изливали свои эмоции: говорили о тяжелой экономической ситуации, об отсутствии работы, элементарных продуктов питания.

Позже перед повстанцами попытался выступить прокурор Андижана Абдурахимов, который заявил, что «по делу 23-х акромийцев будет вынесено справедливое решение». Однако после этих слов в толпе поднялся крик, в прокурора полетели камни – он был выгнан с трибуны.

По словам одного из лидеров протестующих Кабулжона Парпиева, главным требованием восставших является свобода Акромжона Юлдашева – автора книги «Путь истины» и лидера движения акромистов, а также «свобода и права для всех граждан Узбекистана».

Днем повстанцы через сайт «Фергана.Ru» попытались обратить к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. Однако глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что «ситуация является внутренним делом Узбекистана». «Мы внимательно следим за информацией, поступающей оттуда. По последним сведениям, ситуация стабилизировалась», – дистанцировался от событий глава МИД России.

Восстание началось ночью, когда к городской тюрьме подъехало около 15 автомобилей с вооруженными людьми. Они расстреляли охрану и выпустили на свободу, по некоторым оценкам, до 4 тыс. заключенных. Как сообщает «Фергана.Ru», возле городской тюрьмы находятся несколько сгоревших машин с телами четырех погибших. Есть сведения, что внутри изолятора много убитых. Затем мятежники попытались захватить воинскую часть и здание областного управления СНБ, но эти попытки были отбиты. К часу ночи была захвачена областная администрация, где, кроме незначительной охраны, никого не было. По данным оргкомитета восставших, только за ночь в городе погибло около 50 человек, не менее 20 было ранено. Большинство людей погибло во время ночного штурма здания СНБ.

Предполагается, что мятеж начали родственники акромистов, которых судят как экстремистов, призывающих к захвату власти и превращению Узбекистана в исламское государство, а затем к восстанию присоединились и простые жители Андижана.

Утром весь центр города был во власти мятежников. Чтобы показать, что власть сменилась, дружинники даже руководили уличным движением. Горели здания главного городского театра и кинотеатра.

Тем временем повстанцы готовились к правительственному штурму захваченного ими здания областной администрации. Его удерживали около 100 человек вооруженных стрелковым оружием и гранатами. По данным сайта «Фераган.Ru», все они являлись представители религиозной секты «Акромия». «Мы – смертники», – сообщили они корреспонденту «Фераганы.Ru», объясняя, что после совершенных ими действий власть не станет церемониться с ними.

У повстанцев были заложники. По словам бунтовщиков, ими захвачено в плен около 30 человек из числа сотрудников СНБ, МВД и военных, а также провокаторов, ранее пытавшихся устроить в толпе беспорядки. Власти Узбекистана в свою очередь утверждали, что в заложники взяты женщины и дети. «В течение всего времени велись интенсивные переговоры со стороны представителей власти с засевшими в администрации боевиками. Боевики, прикрывшись детьми и женщинами, не идут ни на какой компромисс», – говорится в официальном сообщении пресс-службы президента Узбекистана.

Сотрудники всех правоохранительных органов Узбекистана были подняты по тревоге в пятницу около часа ночи. Было объявлено казарменное положение. Рано утром в Андижан начали стягиваться войска, прилетел президент Ислам Каримов. Уже к середине дня он начал решительно действовать – дороги к центру города были перекрыты автобусами, грузовиками и самосвалами. Был заблокирован перевал, соединяющий Ферганскую долину с остальной частью республики, отменено авиационное сообщение между Ташкентом и Ферганой, Наманганом и Андижаном. Была отменена трансляция телеканалов CNN и BBC, а также новостных выпусков российского телевидения – вместо них в эфир шли развлекательные ролики. Интернет-провайдеры заблокировали новостные ресурсы России и зарубежья.

По данным на 22:00 по московскому времени, как сообщил по телефону из Андижана собкор «Ферганы.Ru» Алексей Волосевич, в районе здания областной администрации были по-прежнему слышны выстрелы. По всей видимости, штурм захваченного здания областного хокимията до сих пор продолжается, несмотря на рапорты официальных лиц Узбекистана о том, что порядок в городе восстановлен.

Илья Жегулев.

Газета.Ru.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...