Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Узбекистане проходит суд над гражданским активистом, похищенным в Турции.

В УЗБЕКИСТАНЕ ПРОХОДИТ СУД НАД ГРАЖДАНСКИМ АКТИВИСТОМ, ПОХИЩЕННЫМ В ТУРЦИИ.

По информации, распространенной каракалпакской оппозицией, сегодня в Мирзо Улугбекском районном суде Ташкента продолжится рассмотрение дела гражданского активиста Жумасапара Дадебаева, похищенного в январе турецкой разведкой и тайно вывезенного в Узбекистан.

Дадебаева обвиняют по трем статьям Уголовного Кодекса Узбекистана: ст.159 ч.1 (публичные призывы к неконституционному изменению государственного строя или единства территории, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого же содержания), 244.1 ч.1 (изготовление, хранение и распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности) и 246 ч.1 (контрабанда). Слушания начались в пятницу, 17 июня и проходят в закрытом порядке. Отцу активиста, приехавшему в Ташкент, не разрешили присутствовать в зале суда, а правозащитницу Елену Урлаеву на прошлом заседании сотрудники правоохранительных органов удалили из зала.

35-летний Дадебаев – этнический туркмен из Каракалпакстана, окончивший медресе в Москве. В 2016 году спецслужбы Узбекистана пытались завербовать его для организации провокации за рубежом, после чего он вынужден был покинуть страну. В эмиграции Дадебаев объявил о создании партии туркмен Каракалпакстана «Достлик», активно участвовал в деятельности каракалпакской и туркменской оппозиции, обратился за убежищем к турецким властям. После отказа от сотрудничать со спецслужбами Узбекистан объявил Дадебаева в розыск через Интерпол, однако суд в Турции запретил его выдачу. Несмотря на это 10 или 11 января он был похищен сотрудниками турецкой разведки и 12 января принудительно отправлен в Ташкент. Официально турецкие власти отказываются признать факт незаконной депортации.

Как видно из имеющихся документов, уголовное дело в отношении Дадебаева было возбуждено МВД Каракалпакстана 11 июля 2017 года. По версии следствия в 2014 году, находясь в Москве, обвиняемый скачивал из интернета на ноутбук «Toshiba» «догматические религиозные тексты» и файлы с призывами к публичному изменению конституционного строя, затем 2 июня 2014 года, прилетев в Нукус, незаконно переместил их через государственную границу и хранил в своем дома в кишлаке Сарайкуль якобы с целью распространения. 29 ноября 2016 года ноутбук был изъят правоохранительными органами. Кроме того, «подрывные материалы» обнаружили на интернет ресурсах, доступ к которым возможен через два телефона, изъятых у активиста после его депортации из Турции 12 января 2022 года. Речь идет о странице Дадебаева в соцсети «Одноклассники», оппозиционных каналах в Youtube партии «Дустлик» и Народного движения Каракалпакстана (незарегистрированные оппозиционные организации), одном из телеграмм-каналов, материалы которых были отправлены на экспертизу.

По версии властей, 3 августа 2017 года Дадебаеву были предъявлены обвинения по трем статьям УК, а 7 августа вынесено постановление о взятии его под стражу, которое не было исполнено из-за неустановления его местонахождения. В тот же день расследование было приостановлено и возобновлено лишь 14 января 2022 года.

Позиция самого обвиняемого неизвестна, но если сопоставить официальную версию с воспоминаниями активиста, сокращенная версия которых была опубликована «Мемориалом» в январе-феврале, можно найти основания для предположений о наличии фальсификаций в уголовном деле.

В частности, сам Дадебаев утверждает, что летом 2014 года привез в Узбекистан из Москвы религиозные материалы, которые были обнаружены на таможне и позднее по решению суда его оштрафовали за нарушение правил перемещения таких материалов через границу. Каких-либо антиконституционных или радикальных призывов в них не было, иначе в то время дело вряд ли ограничилось бы штрафом. После его вынужденного согласия сотрудничать с СНБ Узбекистана, в сентябре 2016 года Дадебаеву разрешили выезд за рубеж. Изъятие ноутбука в доме родителей в ноябре произошло из-за его попыток прервать контакт со спецслужбами Узбекистана.

Фактически и обыск дома родителей, и возбуждение уголовного дела, и направление запроса в Интерпол были инструментами воздействия, чтобы принудить Дадебаева к «сотрудничеству» с СНБ. При обстоятельствах, описанных в воспоминаниях Дадебаева, предположения о фальсификации улик кажутся не лишенными оснований. Что касается его публичной деятельности после 2018 года, в том числе поддержки в интернете призывов к независимости Республики Каракалпакстан, сами по себе такие призывы не могут рассматриваться как незаконные, поскольку Конституции Каракалпакстана и Узбекистана предусматривают право республики на выход из состава Узбекистана. Впрочем, на данный момент не известно, какие конкретно высказывания в интернете инкриминированы активисту.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.