По информации, распространенной каракалпакской оппозицией, сегодня в Мирзо Улугбекском районном суде Ташкента продолжится рассмотрение дела гражданского активиста Жумасапара Дадебаева, похищенного в январе турецкой разведкой и тайно вывезенного в Узбекистан.
Дадебаева обвиняют по трем статьям Уголовного Кодекса Узбекистана: ст.159 ч.1 (публичные призывы к неконституционному изменению государственного строя или единства территории, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого же содержания), 244.1 ч.1 (изготовление, хранение и распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности) и 246 ч.1 (контрабанда). Слушания начались в пятницу, 17 июня и проходят в закрытом порядке. Отцу активиста, приехавшему в Ташкент, не разрешили присутствовать в зале суда, а правозащитницу Елену Урлаеву на прошлом заседании сотрудники правоохранительных органов удалили из зала.
35-летний Дадебаев – этнический туркмен из Каракалпакстана, окончивший медресе в Москве. В 2016 году спецслужбы Узбекистана пытались завербовать его для организации провокации за рубежом, после чего он вынужден был покинуть страну. В эмиграции Дадебаев объявил о создании партии туркмен Каракалпакстана «Достлик», активно участвовал в деятельности каракалпакской и туркменской оппозиции, обратился за убежищем к турецким властям. После отказа от сотрудничать со спецслужбами Узбекистан объявил Дадебаева в розыск через Интерпол, однако суд в Турции запретил его выдачу. Несмотря на это 10 или 11 января он был похищен сотрудниками турецкой разведки и 12 января принудительно отправлен в Ташкент. Официально турецкие власти отказываются признать факт незаконной депортации.
Как видно из имеющихся документов, уголовное дело в отношении Дадебаева было возбуждено МВД Каракалпакстана 11 июля 2017 года. По версии следствия в 2014 году, находясь в Москве, обвиняемый скачивал из интернета на ноутбук «Toshiba» «догматические религиозные тексты» и файлы с призывами к публичному изменению конституционного строя, затем 2 июня 2014 года, прилетев в Нукус, незаконно переместил их через государственную границу и хранил в своем дома в кишлаке Сарайкуль якобы с целью распространения. 29 ноября 2016 года ноутбук был изъят правоохранительными органами. Кроме того, «подрывные материалы» обнаружили на интернет ресурсах, доступ к которым возможен через два телефона, изъятых у активиста после его депортации из Турции 12 января 2022 года. Речь идет о странице Дадебаева в соцсети «Одноклассники», оппозиционных каналах в Youtube партии «Дустлик» и Народного движения Каракалпакстана (незарегистрированные оппозиционные организации), одном из телеграмм-каналов, материалы которых были отправлены на экспертизу.
По версии властей, 3 августа 2017 года Дадебаеву были предъявлены обвинения по трем статьям УК, а 7 августа вынесено постановление о взятии его под стражу, которое не было исполнено из-за неустановления его местонахождения. В тот же день расследование было приостановлено и возобновлено лишь 14 января 2022 года.
Позиция самого обвиняемого неизвестна, но если сопоставить официальную версию с воспоминаниями активиста, сокращенная версия которых была опубликована «Мемориалом» в январе-феврале, можно найти основания для предположений о наличии фальсификаций в уголовном деле.
В частности, сам Дадебаев утверждает, что летом 2014 года привез в Узбекистан из Москвы религиозные материалы, которые были обнаружены на таможне и позднее по решению суда его оштрафовали за нарушение правил перемещения таких материалов через границу. Каких-либо антиконституционных или радикальных призывов в них не было, иначе в то время дело вряд ли ограничилось бы штрафом. После его вынужденного согласия сотрудничать с СНБ Узбекистана, в сентябре 2016 года Дадебаеву разрешили выезд за рубеж. Изъятие ноутбука в доме родителей в ноябре произошло из-за его попыток прервать контакт со спецслужбами Узбекистана.
Фактически и обыск дома родителей, и возбуждение уголовного дела, и направление запроса в Интерпол были инструментами воздействия, чтобы принудить Дадебаева к «сотрудничеству» с СНБ. При обстоятельствах, описанных в воспоминаниях Дадебаева, предположения о фальсификации улик кажутся не лишенными оснований. Что касается его публичной деятельности после 2018 года, в том числе поддержки в интернете призывов к независимости Республики Каракалпакстан, сами по себе такие призывы не могут рассматриваться как незаконные, поскольку Конституции Каракалпакстана и Узбекистана предусматривают право республики на выход из состава Узбекистана. Впрочем, на данный момент не известно, какие конкретно высказывания в интернете инкриминированы активисту.