Туркменское правительство пытается привлечь призывников с высшим образованием к службе в армии, сократив их срок службы с полутора лет до одного года. Однако, большинство обозревателей считает, что без улучшения условий службы и устранения дедовщины, само сокращение срока вряд ли усилит желание призывников с дипломом отслужить в армии.
Соответствующие изменения в закон о воинской обязанности и военной службе президент Гурбангулы Бердымухамедов внес еще 3 марта на заседании Совета безопасности страны. Изменения вступят в силу с 1 апреля.
Сократив срок службы для лиц, имеющих высшее образование, президент, однако, оставил срок службы для остальных призывников прежним – два года.
Президент также поручил министерству обороны разработать новую военную доктрину, для меняющихся нужд этого центральноазиатского государства.
В данное время военной угрозы Туркменистану нет, кроме, возможно, террористических атак.
Стратегия предусматривает сокращение численности военнослужащих, оснащение армии современным вооружением и улучшение социально-бытовых условий солдат и офицеров.
Служба в туркменской армии обязательна для лиц от восемнадцати до тридцати лет; служить можно и с семнадцати лет по собственному желанию.
Однако, некоторые потенциальные призывники в Туркменистане откупаются от службы в армии с помощью взяток, а многие избегают призыва, уезжая на учебу за границу.
Источник NBCA из министерства обороны одобряет решение президента сократить срок службы и численность военнослужащих.
«Зачем государству с пятимиллионным населением и со статусом постоянного нейтралитета такая армия? Нам достаточно иметь несколько десятков тысяч хорошо подготовленных и по-современному оснащенных солдат. Тем более большая армия это нагрузка на бюджет», - говорит он.
Сейчас туркменская армия насчитывает более 100 тысяч военнослужащих.
Государство строго следит за тем, чтобы молодые туркмены, выехавшие за рубеж для учебы, обязательно отслужили положенные сроки.
Но многие студенты, отучившиеся в других странах, не хотят возвращаться на родину именно по этой причине.
Офицер туркменской армии в запасе в интервью NBCA предположил, что, сократив срок, президент хочет вернуть молодых туркменистанцев за рубежом, обучающихся за рубежом.
«Молодые ребята не возвращаются в Туркменистан служить, потому что, во-первых, условия службы плохие, во-вторых, дедовщина процветает безнаказанная», - объясняет он.
«Наши парни получают за рубежом дипломы, находят работу и остаются там навсегда. Зачем им тратить время и гробить свое здоровье в армии?», - добавляет он.
Молодые люди, опрошенные NBCA, разделились во мнении относительно инициативы президента.
Двадцатилетнего второкурсника из города Мары, обучающегося в одном из вузов Кыргызстана, новость из дома сильно обрадовала.
«Я не хотел возвращаться в Туркменистан после окончания вуза, - говорит он. – Однако, эта новость заставила меня задуматься. Скорее всего, вернусь и отслужу».
Другой собеседник NBCA настроен более скептически, и возвращаться в Туркменистан не намерен.
«Не буду служить ни год, ни полтора, ни два, - говорит он. – Моего соседа старослужащие насмерть забили в части. Я не хочу повторить его судьбу, да меня и родители не отпустят, откупят».
Он добавил, что в Туркменистане как в Кыргызстане могли бы ввести официальную плату за то, чтобы не служить в армии.
«Это и здоровые парни в стране, и дополнительные деньги в бюджете», - заключает он.
Таджигуль Бегмедова, председатель Туркменского Хельсинкского фонда по правам человека, который регулярно проводит мониторинг нарушения прав человека среди военнослужащих, говорит, что потребуется сделать больше, чем просто сократить срок службы, чтобы побудить выпускников к службе в армии.
Армия нуждается в «коренных реформах», сказала Бегмедова, и начать следует с «искоренения дедовщины».
Бегмедова также считает, что Туркменистан, имеющий статус международного нейтралитета, должен постепенно перейти на контрактную военную службу.
(NBCA - проект IWPR по созданию многоязычной службы новостного анализа и комментариев по странам Центральной Азии, с участием широкого круга обозревателей по всему региону. Проект осуществлялся с августа 2006 года по сентябрь 2007 года, во всех пяти странах региона. С новым финансированием служба возобновляет освещение событий в Узбекистане и Туркменистане).
http://www.iwpr.net/?apc_state=henbbtm343651&l=ru&s=b&p=btm&o=343651