Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Свобода передвижения.

Свобода передвижения.

Совещание ОБСЕ по рассмотрению обязательств, посвященное человеческому

20 сентября 2005г. Рабочее заседание 3 Основные свободы 1, и в частности: Свобода передвижения

Начиная с прошлого года туркменские власти предпринимают беспрецедентные меры, направленные на ограничение свободы передвижения и резкое уменьшение числа иностранцев, посещающих Туркменистан или проживающих в этой стране. Существующая на практике ситуация с правами человека в Туркменистане противоречит заявлениям властей о приверженности основным принципам защиты прав человека, которые были сделаны во время подписания ряда важных международных договоров о защите прав человека.

Туркменские власти периодически делают ряд незначительных уступок, нацеленных на то, чтобы заглушить критику со стороны международной общественности, вызванную ситуацией в области прав человека в стране. Эти меры не касаются сути проблем, поднимаемых правозащитными организациями и межгосударственными органами. Свобода передвижения как на территории страны, так и выезда из страны по-прежнему строго ограничена. С 2000 г. граждане Туркменистана должны получать в полиции специальное разрешение на посещение регионов, граничащих с соседним Узбекистаном. С сентября 2004 г. процедура получения разрешения была серьезно ужесточена. Власти по-прежнему препятствует выезду из страны многих диссидентов и их родных на основании тайных "черных списков", насчитывающих предположительно до тысячи имен.

У меня в руках десятки заявлений граждан Туркменистана о нарушении их права на передвижение. Заявления адресованы в миграционную службу Туркменистана, МВД, МНБ, генеральную прокуратуру. Ответы могут стать образцом чиновничьей отписки.

В последние годы из страны выслали множество диссидентов, членов религиозных меньшинств и их родственников. Иностранным журналистам зачастую отказывают в предоставлении визы для въезда в страну. Туркменистан по-прежнему закрыт для независимых наблюдателей из правозащитных организаций; в прошлом туркменские власти депортировали из страны нескольких таких наблюдателей.

Выслан из страны 64-летний корреспондент "Радио Свобода" Сапармурад Овезбердиев. Чтобы ужесточить давление на Овезбердиева, его жену, Огулдурды Овезбердиеву, уволили из школы, где она проработала почти 20 лет, потерял работу его сын Ровшен, работавший охранником в гостинице.

За отстаивание права на свободу слова был арестован в больнице и брошен в застенки КНБ патриарх туркменской литературы 79-летний фронтовик Рахим Эсенов. Благодаря настойчивым требованиям международного сообщества Эсенова отпустили из-под стражи, но ему до сих пор не позволяется выехать за рубеж даже на лечение. На многочисленные его обращения в правоохранительные органы, следователь Сахатмурадов Ч. пригрозил возобновлением дела Рахимова, поскольку как оказалось его дело не прекращено, а приостановлено. Невыездными являются также его родственники.

Друг Эсенова, журналист Аширкули Байриева, работавший на "Радио Свобода", его сын, учитель английского языка, и жена, журналистка, также невыездные: им запрещено покидать Ашгабад. Насколько известно, за Рахимом Эсеновым, его родственниками и друзьями постоянно следят, каждый их шаг контролируют спецслужбы, их телефоны прослушиваются.

За домом диссидентов и инакомыслящих, за их родственниками ведется непрекращающаяся слежка. Власти следят даже за несовершеннолетними детьми, прослушивают телефоны, вскрывают почту. Родственников и знакомых навещающих инакомыслящих вызывают местные спецслужбы и запугивают.

После многочисленных вызовов в КНБ, запугиваний была выслана из страны супруга председателя ОПД”Ватан” Оразова Х. Оставшиеся в стране родственники Оразова являются невыездными, их фамилии внесены в компьютеры всех пограничных постов.

Так, 23 января 2005 года на похороны матери Х.Оразова, Соны, из Дашогузкого велаята в Ашгабад на автобусе выехали около 30 родственников. На одном из полицейских постов (на подступах к Ашгабаду) автобус был остановлен работниками правоохранительных органов. Проверив личные документы и переписав паспортные данные у пассажиров автобуса работники правоохранительных органов, без каких либо обьяснений, запретили пассажирам вьезд в г. Ашхабад, в том числе и мужу покойной. У Артыка Оразова и двух его взрослых сыновей представители властей отобрали паспорта.

И последнее, в начале нынешнего лета президент Ниязов выразил недовольство работой органов национальной безопасности и ограничил возможности для выезда за рубеж своих чиновников. Информационные агентства передают слова президента, сказанные им на заседании кабинета министров в понедельник: "Перед нами теперь большое лето. Каждый руководитель имеет право в июне отдыхать 10 дней. ...В наше время за рубеж на отдых вы не поедете. Чужие края не сравнятся с нашей страной". Это заявление было сделано в присутствии туркменских журналистов.

Далее, как сообщает Немецкая волна, он заявил, что органы безопасности до сих пор плохо справлялись с выполнением его распоряжения об установлении строгого контроля за номенклатурными работниками. "Я очень огорчен тем, как вы работаете. Мне известно, что некоторые должностные лица предпринимали попытки покинуть страну." - передает слова С. Ниязова Немецкая волна.

Благодарю за внимание.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.