Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Год без выпуска.

Год без выпуска.

В этом году в Туркменистане не будет выпускников. Ни школьных, ни университетских. После возврата к 10-ти летней системе образования, все учившиеся по усеченной ниязовской программе, не окончат школу после 9-ти лет обучения, а пойдут в 10-й класс.

Этот факт был встречен, если не с ликованием, так с «широким одобрением» всем обществом. Это можно говорить и без сарказма и кавычек. После ниязовских экспериментов над своим народом дело постепенно пошло на поправку и народ снова готов давать авансы правительству. И это не может не радовать. И даже слова нового министра образования о том, что Рухнама великого Сапармурата Туркменбаши будет занимать видное место в процессе образования, уже никого не пугают — на фоне возврата к цивилизованным программам обучения, этот бред быстро девальвируется. Не может не радовать и то, что власти, наконец, убрали подальше клятву верности президенту с самонаговором на членовредительство. Хотя сделано это было с оговорками, де, нечего всуе поминать родину и президента, этот анахронизм с элементами маразма не будет ломать психику детей, которые раньше читали «...да отсохнет рука моя, да обессилит язык мой...» каждый день! Но тяжело еще психологическое ярмо и коряво все еще выходят у властей попытки изменить жизнь к лучшему. Может, в головах у наших правителей до сих пор бегают ниязовские тараканы? Как в советском анекдоте: какую машину ни собирают, все получается автомат Калашникова. Объявили власти о доступе в Интернет, так час работы с Интернетом стоит 5 долларов, а Интернет-кафе охраняют солдаты. Что ни уполномоченный по правам человека, то бывший птенец гнезда гэбухи.

Про ниязовских тараканов в головах тут сказано не зря. Тот еще правовой нигилизм и пренебрежение к общепринятым нормам выскакивает то тут то там, до сих пор совершаются поступки, которые в других странах просто немыслимы. И кандидаты наук в туркменском правительстве должны про то знать. Ну, никак нельзя президенту демократического государства подписать указ «избрать председателем парламента такого-то». И включать в состав кабинета министров главу парламента тоже не следует, памятуя о принципе независимости и разделения властей.

Но все это переживаемо и устранимо, была бы на то воля. Есть такая традиция, к 100 дням после инаугурации подводится некий итог, по которому судят о потенциях нового властителя. Что он успел сделать, что показать, что успел и обещал обозначить на будущее. Несмело, с оглядкой на ниязовских ортодоксов, новый президент старается отгородиться от старого. Делать он это будет долго, без сомнения — слишком резво не получится, это покажется слишком неприличным по отношению к тому кагалу, который готов носиться с теорией расовой (кому как нравится, национальной) исключительности туркменского народа. Но когда-то придется стать неприличным, чтобы стать цивилизованным.

Но пока эта пора не настала. На первых полосах газет по-прежнему новый вождь и никаких новостей, кроме дел правительства и их последствий. Вести с полей пока не в счет, не родили поля пока ничего такого после смерти Туркменбаши. И тараканы последнего все бегают и бегают в головах туркменских чиновников и по коридорам туркменской власти.

Мурад Айтаков. (Ашхабад)

Журнал Оазис

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.