В туркменской армии голод и антисанитария, издевательства и дедовщина, сведение счетов и межплеменные разборки, драки и сокрытие руководством информации об избиениях. К такому результату пришли наблюдатели ТХФ, которые проводят мониторинг в некоторых воинских частях Ахалского, Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов (см. также пресс-релиз от 07.03.2005,18.04.2005 ).
Военнослужащий срочной службы Аманмурадов Недир, 1987 г.р., проходит службу в воинской части № 1001 Ахалского велаята. В марте месяце получил колотые раны мягких тканей правого бедра, ушибы по всему телу. Шесть дней терпел, затем был отправлен в госпиталь. Причину травмы якобы “не знает”, на самом деле не говорит, потому что боится последствий.
Напуганные начальством, старослужащими и сослуживцами из местного племени, где им выпало служить, призывники из Марыйского, Дашогузского, Лебапского, Красноводского областей, вынуждены буквально выживать, если они служат в Ахалском велаяте. В ответ представителям Ахалского велаята нелегко проходить службу в других областях.
Например, Моллаев Танрыберды, 1986 г.р., солдат воинской части № 1002, призван из Марыйского этрапа. В апреле месяце получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, открытый перелом носа. На вопросы комиссии о причине травмы ответил:”Упал в воинской части”.
Такой же ответ дали еще 8 солдат, получившие травмы различных тяжестей: Таганов Азат, Реджепов Гадам, Дурдыев Емут... В ужасном состоянии Мамедов Тойли, призванный из Каахка (служит в воинской части № 20490). В начале апреля в 03.00 ч. он получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, закрытый перелом левой ключицы, закрытый перелом нижней части правой руки.
Пирнепесов Музаффар, 1987 г.р., якобы упал по неосторожности в воинской части № 20142 в поселке Бикрова. Он призван из Куня-Ургенча Дашогузской области, служить в Ахалском велаяте ему нелегко, его постоянно преследуют старослужащие; в конце концов он получил ушиб голеностопного сустава, ушибы мягких тканей тела. Со слов Музаффара – “ночью в 21ч.00 м. я упал по неосторожности в воинской части.”
Аннамурадов Мир, 1987 г.р., призванный из Халачского этрапа Лебапского велаята, “упал” в 04 ч.30 м. в своей воинской части № 55062 и получил открытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга. Сутки начальство вынуждало больного терпеть, требовало не рассказывать причину травмы, но в конце концов Аннамурадов был отправлен в госпиталь.
Как рассказал Байрам О., отслуживший два года назад: ” Военное начальство на местах само подстрекает старослужащих к дедовщине. Им это удобно, чтобы страх был во всей воинской части, чтобы не задавались вопросы по поводу голода среди солдат, по поводу тяжелых бытовых условий, зачастую начальство само сеет межплеменную рознь”.
И лишь Исмаилов Агамамед, 1986г.р. призванный из Лебапского велаята Саятского этрапа (служит в воинской части № 2406) на вопрос: каким образом произошла травма, дает странный ответ: ”Виновным себя не считаю”. Как оказалось, представители комиссариатов рекомендуют пострадавшим сваливать на себя случившуюся, якобы по неосторожности, травму. В начале апреля Агамамед ночью(!) получил сотрясение головного мозга, ныне находится в госпитале. Но Исмаилов не хочет признавать себя виновным, а рассказать правду опасается.
Куда смотрит туркменская военная прокуратура, никому неизвестно. Как неизвестно, почему в большинстве случаев травмы происходят ночью, после отбоя, когда солдаты по уставу должны находиться в постели?
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.