Британский Институт освещения войны и мира (IWPR) – организация в Центральной Азии небезызвестная, борющаяся за соблюдение прав журналистов, поддерживающая свободу слова в странах, где власти ограничивают деятельность СМИ. Так вот, этот самый британский институт выступил с оценкой ситуации в системе высшего образования Туркменистана. Исследование показало, что реформы в области образования, проводимые президентом республики Сапармуратом Ниязовым, заставляют все большее число местных абитуриентов отправляться на учебу за рубеж.
Менеджер программ для Центральной Азии IWPR Саули Мухаметрахимова рассказала в интервью «Немецкой волне», что всем проинтервьюированным для отчета о состоянии дел в высшем образовании в Туркменистане студентам пришлось дать вымышленные имена: «Как медийная организация мы следим за событиями в Туркменистане с 1999 года. За это время положение дел с гражданскими свободами постоянно ухудшается не только для людей, живущих в самой стране, но и для граждан, находящихся за ее пределами. Поэтому в нашем отчете пришлось заменить даже имена тех студентов, которые учатся за рубежом, из-за возможных преследований в Туркменистане. Не только они сами могут подвергнуться преследованиям или допросам со стороны служб безопасности по возвращении в страну, но, если станут известны их фамилии, то могут пострадать члены их семей,» – подчеркнула Мухаметрахимова.
Эксперты британского института войны и мира пришли к выводу, что, несмотря на трудности жизни за пределами Туркменистана, туркменские студенты считают, что учиться в высших учебных заведениях Турции, а также стран бывшего СССР, лучше, чем оставаться дома. Все больше туркменов отправляются в российские, украинские и белорусские университеты, чтобы избежать необходимости давать взятки и отрабатывать после школы два года, прежде чем получить право на поступление в вуз. Последнее стало обязательным после того, как в 2003 году президент страны Сейпурмурат Ниязов выдал соответствующий указ. По данным исследования, этот документ сразу привел к резкому снижению числа поступающих в туркменские вузы приблизительно в 10 раз – с тридцати до трех тысяч в год. Эта цифра выглядит очень незначительной, если учесть, что по данным IWPR в этом году школу закончили 150 тысяч учеников.
В отчете также отмечается, что даже при таких условиях абитуриенту за поступление приходится расстаться с приличной суммой денег. Размер взятки колеблется от 3 до 15 тысяч долларов, в зависимости от престижа факультета. После поступления порой приходится также давать взятки преподавателям за сдачу экзаменов.
IWPR приводит конкретный пример, когда туркменская девушка, у родителей которой требовали взятки на сумму шесть тысяч долларов за поступление в Туркменский государственный университет имени Махтумкули, решила уехать учиться в Россию.
Многие студенты считают, что реформы образования привели к снижению его качества. Ведь период учебы в университете был снижен с 4-5 до двух лет, а еще 2 года студенты работают по своей специальности. Кроме того, их заставляют посещать обязательные концерты и субботники, и тратить много времени на ненужные предметы, например, на изучение «Рухнамы» - книги, написанной президентом, и считающейся официальной идеологией Туркменистана. Одна студентка рассказала сотрудникам британского института, что «Рухнаму» она уже основательно изучала в школе, а теперь и в университете вынуждена проходить все второй раз.
Студенты-мужчины едут за границу, чтобы избежать службы в армии. Многие из тех, кто учится за границей, после окончания не собираются возвращаться домой, так как, по их словам, в Туркменистане высокий уровень безработицы, а многие дипломы, полученные за рубежом, не признаются властями.
Евгений Некряч, Лондон.
«Немецкая волна»