Уважаемая г-жа Генеральный секретарь Хельга Шмид,
В преддверии Вашей поездки в Туркменистан нижеподписавшиеся организации просят Вас выразить президенту Сердару Бердымухамедову свою сильную озабоченность по поводу продолжающегося несоблюдения Туркменистаном своих международных обязательств в области прав человека и обязательств в рамках ОБСЕ, включая право на свободу слова, и свободу передвижения и право не подвергаться насильственному исчезновению. ОБСЕ не должна расширять сотрудничество с Туркменистаном до тех пор, пока не будет достигнут значимый и поддающийся проверке прогресс в решении серьезных проблем в области прав человека.
Мы особенно обеспокоены отказом Туркменистана разрешить критикам правительства выезжать за границу. Например, Пыгамбергельды Аллабердыев, адвокат и активист, получил отказ при выезде из Туркменистана 18 января 2024 года. Г-н Аллабердыев пытался выехать в Иран для получения медицинской помощи, которая недоступна в Туркменистане. Его здоровье значительно ухудшилось после того, как он провел более двух лет в тюремном заключении по сфабрикованному обвинению в хулиганстве, которое стало возмездием за его активизм.
По словам представителей пограничных властей, Аллабердыеву не разрешили выехать за границу из-за условий условно-досрочного освобождения. Однако он не получил официального письменного уведомления, объясняющего этот запрет на выезд. Более того, 31 января, уже после инцидента на границе, Балканабадский городской суд признал Аллабердыева виновным по статье 364 Кодекса об административных правонарушениях «о воспрепятствовании законной деятельности государственных и иных органов и их должностных лиц» и оштрафовал его на 200 манатов.
Это не единичный случай. В другом недавнем случае в ноябре 2023 года журналистке Солтан Ачиловой запретили посадку на рейс из Ашхабада в Женеву (Швейцария), несмотря на наличие у нее действительного авиабилета и визы. Г-жа Ачилова была приглаше на участвовать в церемонии награждения премии прав человека им. Мартина Энналса в Женеве как финалистка 2021 года. Ее и ее дочь подвергли в аэропорту многочисленным проверкам безопасности, их паспорта были намеренно испорчены, а г-жа Ачилова была дважды подвергнута личному обыску с раздеванием.
Более того, с 2003 г. не прекращается незаконная практика длительного содержания инкоммуникадо в заключении сотен людей, которых власти считают своими оппонентами, несмотря на неоднократную критику этой политики в ООН и ОБСЕ. Многие из этих заключенных подвергнуты полной изоляции от внешнего мира в течение более чем двадцати лет. Из не менее чем 95 документированных продолжающихся случаев насильственных исчезновений в тюрьмах, сроки наказания более тридцати человек уже полностью закончились, но их продолжают удерживать в изоляции после окончания срока. Это не проблема прошлых лет, а продолжающееся международное преступление. Эти действия, наряду с общим жестоким подавлением гражданских свобод и отказом в доступе в страну зарубежным правозащитным организациям и международным наблюдателям указывают на систематическое пренебрежение международным правом в области прав человека, нарушают Конституцию Туркменистана, его обязательств в рамках человеческого измерения ОБСЕ и его международные обязательства в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах гарантировать реализацию прав на свободу передвижения, свободу выражения мнений и право не подвергаться насильственному исчезновению.
ОБСЕ, участником которой является Туркменистан, должна призвать туркменские власти прекратить преследование г-на Аллабердыева, г-жи Ачиловой и других активистов и потребовать от руководства страны прекратить преследование людей за их критическую позицию, законную реализацию ими права на свободу выражения мнений или по одному лишь подозрению в их связях или заинтересованности в действиях критиков правительства за рубежом, а также незамедлительно прекратить насильственные исчезновения в тюрьмах и освободить всех людей, чьи сроки наказания истекли. Туркменские власти должны немедленно прекратить практику преследования, запугивания и наказания граждан Туркменистана в стране и за рубежом за ненасильственную гражданскую активность.
1. Tаджигуль Бегмедова, Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека (Болгария)
2. Андреа Дж. Прасов, Freedom Now (США)
3. Лейла Назгуль Сейтбек, Свободу Евразии, (Австрия)
4. Aнара Ибраева, Общественное объединение “Dignity” (Казахстан)
5. Aртур Сакунц, Ванадзорский офис Хельсинкской Гражданской Ассамблеи (Армения)
6. Tолекан Исмаилова, Правозащитное движение “Bir Duino – Kyrgyzstan” (Kыргызстан)
7. Ивар Дале, Норвежский Хельсинкский Комитет (Норвегия)
8. Вячеслав Мамедов, Демократический гражданский союз Туркменистана (Нидерланды)
9. Бриджит Дюфур, Международное партнерство по правам человека (Бельгия)
10. Елена Шахова, Санкт-Петербургская ОО «Гражданский контроль», включена в реестр «иностранных агентов» (Россия)
11. Эльдар Зейналов, Правозащитный центр Азербайджана (Азербайджан)
12. Евгений Жовтис, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан)
13. Фарид Тухбатуллин, Туркменская инициатива по правам человека (Австрия)
14. Уча Нануашвили, Центр прав человека (Грузия)
15. Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт», внесен Минюстом РФ в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ «Об НКО» (Россия)
16. Сергей Давидис, Центр защиты прав человека «Мемориал», внесен Минюстом РФ в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ «Об НКО» (Россия)
17. Крассимир Канев, Болгарский Хельсинкский комитет (Болгария)
18. Кейт Уоттерс, Crude Accountability (США)
19. Юрий Джибладзе, Freedom Files (Польша)
20. Дильрабо Самадова, Офис гражданских свобод (Taджикистан)
21. Aлекс Постика, Promo LEX (Молдавия)
22. Анки Веттерхол, The Swedish OSCE-network (Швеция)
23. Александра Романцова, Центр гражданских свобод (Украина)
24.Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданское содействие», внесен Минюстом РФ в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ «Об НКО» (Россия)
25.Стив Свердлов, Группа по защите прав человека Университета Южной Калифорнии (США)
26.Олег Авдеев, Беларусская Ассоциация Журналистов (Беларусь)