Ежегодное совещание ОБСЕ по рассмотрению обязательств, посвященное человеческому измерению. 22 сентября 2005г. Рабочее заседание 6 Методы предотвращения применения пыток и борьбы с ними.
Благодарю, г-н Модератор,
Туркменистан является государством-участником Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также Конвенции ООН о правах ребенка и ряда других.
Как известно, согласно Конвенции против пыток «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, …запугать или принудить его или третье лицо» считается пыткой. При этом никакие исключительные обстоятельства или чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.
Для того чтобы выработать методы предотвращения применения пыток и борьбы с ними в Туркменистане нужно знать реальную картину. А она такова. 10 июля 2005г. С. Ниязов выступил на заседании кабинета министров, транслировавшемся по всем каналам ТВ, где продемонстрировал свою осведомленность о ситуации в туркменских пенитенциарных учреждениях. Он признался, что там “все покупается и продается ...женщин насилуют...заключенных кормят комбикормами ...вершатся бесчинства”. А по некоторым сообщениям поступающим с мест, в тюрьмах совершаются также заказные убийства. Насколько нам известно, в Туркменистане до сих пор никто серьезно не привлекался к ответственности за подобное обращение, вследствие чего не прекращается практика отправки тюремному заключению по итогам несправедливых судебных процессов, а также пытки и жестокое обращение со стороны полиции и сотрудников МНБ. Наши наблюдатели сообщают, что антигуманному обращению как на свободе, так и в тюрьмах, чаще всего подвергаются лица не согласные с обвинительным заключением или нелояльные режиму. После судебного заседания, определившего меру наказания к подобным заключенным (на местах их называют “особые”) в тюрьмах и колониях используют особый вид издевательского отношения. Суть его заключается в постоянных беспочвенных придирках со стороны заключенных, сотрудничающих с администрацией, по отношению к “особым” заключенным. Цель: заставить осужденного нарушить внутренний распорядок, вследствие чего перевести его на более строгий режим, и в конечном счете удлинить срок заключения.
Несколько примеров. Родственница заключенного Гельды Кяризова, предполагаемого оппонента правительства, передает слова начальника тюрьмы, сказанные им в начале сентября:”Я сделаю все в своих силах, чтобы отправить Кяризова в тюрьму со строгим режимом”. Наблюдатели подчеркивают, что подобное отношение санкционировано столичным руководством, заинтересованным в том, чтобы “особые” заключенные подольше находились в местах лишения свободы. Еще один пример, жестокого обращения с подследственными. Атамурад Мавыев, отказался подписать т.н."добровольное признание" и настаивал на невиновности своих родных, которых согласно сложившейся в последние годы практике, также подвергли обвинению. Чтобы выбить признание и информацию из его сына Мердана Мавыева, сотрудники спецслужб, как сообщают, избивали его, а также оскорбляли отца в присутствии сына. Вернувшись с допроса, Мердан покончил жизнь самоубийством. До сих пор в местах лишения свободы находится узник совести Мухаммедкули Аймурадов. Более того, весной 2004г. его вернули еще на три года в тюрьму строгого режима в Туркменбаши, отличающуюся особой жесткостью условий содержания.
Правозащитные организации получили достоверные свидетельства того, что многие из обвиняемых по ноябрьским 2002г. событиям подверглись пыткам и издевательствам во время предварительного заключения. Расследования дел о жестоком обращении не проводились; до сих пор никто так и не был привлечен к ответственности за нарушения прав человека. Все эти заключенные по-прежнему лишены общения с внешним миром и связи с родственниками, адвокатами и независимыми организациями.
Нужно особо отметить, что подобное отношение властей отмечается не только в ситуации с ноябрьскими событиями, но и по многим другим. Мы имеем немало свидетельств очевидцев жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинства обращения властей с гражданами Туркменистана. Судя по сообщениям, многие находятся под строгим надзором властей. Во многих случаях репрессиям - всяческим притеснениям, произвольным задержаниям и увольнениям с работы - подвергались родные и близкие диссидентов, правозащитников, инакомыслящих. Тысячи диссидентов и их родственников оказались в "черных списках" тех, кому запрещено выезжать за пределы страны.
Многолетнее нежелание туркменских властей допустить в страну представителей МККК дает нам основания считать удручающим положение дел в туркменской пенитенциарной системе. Мы периодически публикуем результаты мониторинга по местам лишения свободы с которыми можно ознакомиться в электорнных СМИ. Однако, неоднократные сообщения о смертных случаях из-за негуманного, жестокого обращения с заключенными, наталкиваются на полное отсутствие какой бы то ни было реакции правительства. При беспрецедентной закрытости страны и нежелании властей быть толерантными, проверить достоверность таких сообщений невозможно, мы можем лишь распространять поступающую нам информацию.
Будучи страной-участницей ОБСЕ, Туркменистан обязан соблюдать обязательства, принятые им перед организацией в рамках "человеческого измерения" ОБСЕ, куда входит и запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
О мерах предотвращения применения пыток: многолетняя практика показывает, что Туркменистан игнорирует все сообщения о пытках и негуманном отношении, он не хочет или не может защищать права человека в рамках своей юрисдикции или сферы влияния. Поэтому коллективную ответственность за реализацию и защиту прав человека в нашей стране должно нести международное сообщество.
ТХФ с удовлетворением отмечает: сегодня, после многолетнего отсутствия, на совещании ОБСЕ по человеческому измерению, наконец-то, присутствует представитель официальной туркменской делегации. Мы надеемся на толерантность и готовы к совместному диалогу. А в целях предотвращения применения пыток призываем правительство Туркменистана:
· обеспечить защиту граждан от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов;
· oбеспечить Международному Комитету Красного Креста и другим независимым наблюдателям доступ к заключенным;
· гарантировать туркменским гражданам соблюдение их прав как на свободе, так и в условиях содержания под стражей;
· прекратить порочную практику избиений, пыток и нечеловеского обращения в отношении задержанных и заключенных;
· открыто подтвердить или опровергнуть факты смертельных случаев в пенитенциарных учреждениях страны;
· привлечь к ответственности всех виновных работников правоохранительных органов в нарушении закона и прав граждан; ответственность по нарушениям закона работниками правоохранительных органов возлагать на правительство
. Благодарю за внимание.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.