Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Туркменистане активно действует новый "Закон об измене". Судьба семьи Байхановых

В Туркменистане активно действует новый "Закон об измене". Судьба семьи Байхановых

"Закон о государственной измене" был принят по указанию Ниязова для того, чтобы беспрепятственно расправляться со своим народом. Еще одно подтверждение этому мы получили от Довлета Байханова. В своих сообщениях он детально описывает как его брата, Акмухаммеда Байханова 1956г.р., незаконно арестовали 18 июня 2003г. A.Байханов, кандидат экономических наук, до 1984 г.работал заместителем председателя Госкомтруда, до 1994 г.- директором кондитерской фабрики "Ударник", впоследствии занимался предпринимательской деятельностью. Он, его супруга и двое детей имеют двойное российско-туркменское гражданство.

В это же время другого его брата, Назара, по настоянию спецслужб, незаконно уволили с работы и запретили выезжать из Ашгабада (подписка о невыезде). В настоящее время дом Акмухаммеда Байханова, расположенный в поселке Берзенги опечатан, личный автомобиль конфискован. Причиной ареста, а впоследствии и лишения свободы Акмухаммеда Байханова, явилась встреча последнего с лидером ОДОТ Авды Кулиевым, состоявшаяся в России в конце ноября – начале декабря 2002 г. Ранее по такому же случаю пострадал активист экологического клуба Фарид Тухбатуллин.

Сам арест происходил следующим образом. Акмухаммед Байханов 18 июня утром в 10 часов проводил своего младшего брата Назара на работу в Ашгабадский аэропорт. На обратном пути его остановила группа работников Министерства национальной безопасности во главе с руководителем группы Сердаром Кичиевым. Надев на руки Байханова наручники, а на голову черный мешок, забрав машину марки "Оpel Frontera", Акмухаммеда увезли в подвал Министерства национальной безопасности.

19 июня группа работников Министерства национальной безопасности пришла в дом Байханова и провела тщательный обыск. По сообщениям родственников они искали материалы, которые могли бы скомпрометировать А.Байханова. Ничего не найдя, 20 июня рано утром Назара Байханова вызвали в МНБ, где до поздней ночи избивали, угрожали "бросить в подвал МНБ, уничтожить вместе со старшим братом" и требовали рассказать: какие компрометирующие Акмухаммеда материалы он вынес, выходя из дома.

"Оказалось, рассказывает Довлет Байханов, за моим старшим братом следили в течении трех месяцев за то, что он встречался с руководителем ОДОТ Авды Кулиевым, а затем арестовали. Встречу по вопросам бизнеса моего брата с Авды Кулиевым следователи извратили и по заказу работников национальной безопасности сфальсифицировали уголовное дело по ст. 210 п.1 "За недонесение". Ниязов обвинил моего брата за то, что Акмухаммет встретился с Авды Кулиевым и не сообщил об этом в органы... До суда моего брата держали в душной камере, где избивали, мучили и пытали." По словам Довлет Байханова, на встрече с Авды Кулиевым Акмухаммет обсуждал только вопросы бизнеса.

По сообщениям родственников Байханова следователи, проводившие допросы, требовали от А. Байханова зачитать заранее подготовленный ими текст, и хотели заснять все это на видео, чтобы продемонстрировать по телевидению. Под сильным давлением следователей, использовавших пытки и нечеловеческое обращение и угрожавших "убить", Акмухаммет Байханов был вынужден признать вину.

Довлет также считает, что Ниязов, ввел изменения в статьях закона на заседании "Халк Маслахаты", состоявшегося 14 августа 2003г., специально против таких как его брат. На такой вывод его натолкнуло то обстоятельство, что власти затягивали заседание суда и только после того, как ввели эти изменения в сторону увеличения срока от 3 до 5 лет, прошел суд (в начале сентября) над Акмухаммет Байхановым. Решением суда Акмухаммет Байханова лишили свободы сроком на 5 лет.

На суде кроме трех судей, прокурора и работников спецслужб никого не было. Родственникам объяснили, что это закрытый суд. Назар Байханов умолял главного судью, Мередова Ашира Мередовича, дать разрешение увидеть брата. Но представитель спецслужб предупредил судью, что присутствие Назара на суде нежелательно, т.к. он может помешать ходу судебного разбирательства, высказав или услышав что-либо лишнее. Затем представитель спецслужб подошел к офицеpу, начальнику конвоя, и громким шепотом предупредил: " Не разрешайте им видеться и разговаривать". Это еще одно доказательство того, что суд должен был пройти по определенному сценарию. И ничто не должно было этот сценарий нарушить. Пригласить адвоката Акмухаммеду Байханову не разрешили.

Семья Байхановых, как и сотни тысяч невинных граждан Туркменистана прошла через угрозы, оскорбления, пытки, обыски и увольнения. В настоящее время родственники Акмухаммеда Байханова пытаются восстановить правовую справедливость. В своем письме Довлет пишет: "Назар Байханов дважды обращался с заявлением в Верховный суд Туркменистана. Но его заявление никто не принял. Члены нашей семьи обратились в представительство ОБСЕ в Туркменистане с просьбой о помощи. Но там их никто не выслушал. Незаконный арест моего брата Акмухаммет Байханова является нарушением Конституции Туркменистана и прав человека". Никаких документов об аресте, конфискации и судебных протоколов власти семье не выдают.

В настоящее время Акмухаммет находится в Тедженском СИЗО. По неофициальным сообщениям работников СИЗО, не потерявших еще своего человеческого лица, на обложке "дела Акмухаммет Байханова" стоят три жирных восклицательных знака, означающих, что дело находится на особом контроле Ниязова и на него не распространяется амнистия. Они также предупредили родственников Акмухаммеда, что в скором времени его собираются перевести в тюрьму строгого режима, которая находится в Лебапском велаяте, в пустынном, далеком от населенных пунктов, месте.

Родственники Байханова сообщают, что Акмухаммед подвергался нечеловеческому обращению и пыткам и сейчас его состояние крайне тяжелое. Довлет пишет, что его брат сейчас выглядит "...сильно измученным и исхудавшим. Акмухаммет содержится в камере Тедженского СИЗО вместе с 30-40 заключенными, осужденными за различные преступления. Его здоровье находится в очень тяжелом состоянии... Из-за работников спецслужб, А. Байханову добиться свиданий очень трудно, в то же время преступникам, совершившим тяжкие преступления, такие как убийство, легче добиться свидания".

Семья Акмухаммеда Байханова выехавшая в Москву 17 июня некоторое время чувствовала за собой наблюдение и прослушивание телефонов. Об этом нам сообщил старший сын Акмухаммеда Байханова – Арслан.

После принятия в феврале 2003г. постановления "Об объявлении изменой Родине отдельных неправовых действий, а также о мерах наказания изменников Родины" туркменские спецслужбы без ограничений устанавливают слежку за всеми подозрительными лицами и "выбивают" признание вины любыми способами.

Копируя закрытые суды-тройки, имевшие большую практику в сталинские времена, Ниязов тем самым приветствует и покрывает незаконные действия туркменских спецслужб. ТХФ считает, что Туркменистан таким образом пытается скрыть от международной общественности истинную ситуацию в стране. ТХФ просит международные правозащитные организации, посольства США и Великобритании в Ашхабаде, офис ОБСЕ в Туркменистане, представительство ООН в Ашгабаде потребовать от туркменских властей рассмотреть заявления родственников о нарушениях судопроизводства, провести независимое расследование всех случаев незаконного задержания и осуждения законопослушных граждан по политическим мотивам, в том числе Акмухаммеда Байханова, и тем самым прекратить принявшую огромные масштабы практику туркменских властей обвинять под надуманным предлогом невиновных граждан и избавляться от "неблагонадежных людей".

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: С.Ачиловой назначили лечение, но не озвучили диагноз. Она отказывается принимать лекарства
Хроника Туркменистана: С.Ачиловой назначили лечение, но не озвучили диагноз. Она отказывается...
HRW: Туркменистан принудительно госпитализирует правозащитницу
HRW: Туркменистан принудительно госпитализирует правозащитницу
Кампания в защиту Солтан Ачиловой
Кампания в защиту Солтан Ачиловой
Хроника Туркменистана:“Туркменские власти в очередной раз не позволили Солтан Ачиловой выехать из страны для получения международной премии (дополнено)“
Хроника Туркменистана:“Туркменские власти в очередной раз не позволили Солтан Ачиловой выехать из...