Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Радио Азатлык: Исчезновения, убийства, депортации. Турция стала небезопасным убежищем для активистов из Центральной Азии

Радио Азатлык: Исчезновения, убийства, депортации. Турция стала небезопасным убежищем для активистов из Центральной Азии

Инанды, у которого на момент похищения также был кыргызский паспорт, в прошлом году был осужден в Анкаре на 21 год лишения свободы за «создание вооруженной террористической группировки».

ДЕПОРТАЦИЯ ТУРКМЕН

В первые годы после обретения республиками Центральной Азии независимости в результате развала Советского Союза Турция рисковала испортить отношения с крупнейшей страной региона, Узбекистаном, отказавшись выдать лидеров оппозиции Мухаммада Салиха и Абдурахмона Полата.

В ответ на это Узбекистан приостановил безвизовый режим между двумя странами. Он был восстановлен только с приходом к власти Шавката Мирзиёева после смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году.

До недавнего времени Турция была одной из немногих стран, куда граждане соседнего с Узбекистаном государства, Туркменистана, могли ездить без виз. Но всё изменилось в 2022 году, когда турецкое правительство отменило безвизовый режим по настоянию Ашхабада.

Таджикистан — единственная страна Центральной Азии, находящаяся в пятерке лидеров рейтинга транснациональных репрессий Freedom House. Но Туркменистан при этом вошел в «пятерку главных преступников в 2023 году» по версии организации.

И Ашхабад не заслужил бы этот статус без активной поддержки со стороны Турции, которая уже давно стала ключевым направлением трудовой миграции — десятки тысяч жителей репрессивной, экономически отсталой страны отправляются на заработки в турецкие города.

Источники Туркменской редакции Азаттыка рассказывают о тысячах случаях депортаций из Турции с тех пор, как Анкара возобновила действие визового режима. Однако закрытый характер авторитарного центральноазиатского государства затрудняет отделение политически активных мигрантов от обычных.

Но точно известно, что в Ашхабад были депортированы по меньшей мере шесть туркменских политических активистов: Фархат Мейманкулиев, Ровшен Клычев, Умит Кузыбаев, Довран Имамов, Максат Баймурадов и Сердар Дурдулиев, сообщает Туркменская редакция.

Дурсолтан Таганова — относительно известная оппозиционная активистка, проживающая в Стамбуле, как минимум дважды была на грани депортации еще до введения новых визовых ограничений, когда ее задерживали в 2020 и 2021 годах.

В 2020 году Таганова содержалась в депортационном центре. Ее освободили после того, как 11 правозащитных организаций призвали турецкие власти не доводить дело до депортации.

В 2021-м Таганова рассказала журналистам, что ее вызывали в турецкую миграционную службу, где предупредили, что у нее могут возникнуть проблемы с нахождением в стране, если она не прекратит свою политическую деятельность.

Туркменские активисты в Турции оказались в центре внимания в докладе, представленном для Универсального периодического обзора Туркменистана в Совете ООН по правам человека. Доклад написали Группа по защите прав человека Университета Южной Калифорнии и венская правозащитная группа «Свобода для Евразии».

Авторы доклада назвали Турцию «все более небезопасной средой» для туркменских политических активистов и правозащитников, где туркмены в целом сталкиваются со «слежкой, ограничениями на поездки, дискриминацией и другими злоупотреблениями, которые Ашхабад и Анкара все чаще используют для контроля и наблюдения» как за ними, так и за их родственниками на родине.

В докладе отмечается, что турецкая полиция «по сообщениям, составила список из 25 туркменских мигрантов, подлежащих депортации по указанию консульства Туркменистана [в Стамбуле]».

Эти согласованные усилия по прекращению статуса крупнейшего города Турции как центра туркменской политической активности могут принести желаемый эффект.

Эзиз Мамедов, проживающий в Стамбуле туркмен, сообщил о регулярных актах запугивания с тех пор, как он стал политически активным в 2021 году. Он рассказал, что неизвестный напал на него с ножом во время акции протеста у консульства.

В январе Мамедов заявил, что больше не занимается активистской деятельностью.

«Я подумал, зачем я бросаюсь в огонь, — сказал Мамедов. — То, чем мы жертвовали и что делали от имени [туркменского] народа, не оправдалось».

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.