Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Радио Азатлык: Исчезновения, убийства, депортации. Турция стала небезопасным убежищем для активистов из Центральной Азии

Радио Азатлык: Исчезновения, убийства, депортации. Турция стала небезопасным убежищем для активистов из Центральной Азии

Инанды, у которого на момент похищения также был кыргызский паспорт, в прошлом году был осужден в Анкаре на 21 год лишения свободы за «создание вооруженной террористической группировки».

ДЕПОРТАЦИЯ ТУРКМЕН

В первые годы после обретения республиками Центральной Азии независимости в результате развала Советского Союза Турция рисковала испортить отношения с крупнейшей страной региона, Узбекистаном, отказавшись выдать лидеров оппозиции Мухаммада Салиха и Абдурахмона Полата.

В ответ на это Узбекистан приостановил безвизовый режим между двумя странами. Он был восстановлен только с приходом к власти Шавката Мирзиёева после смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году.

До недавнего времени Турция была одной из немногих стран, куда граждане соседнего с Узбекистаном государства, Туркменистана, могли ездить без виз. Но всё изменилось в 2022 году, когда турецкое правительство отменило безвизовый режим по настоянию Ашхабада.

Таджикистан — единственная страна Центральной Азии, находящаяся в пятерке лидеров рейтинга транснациональных репрессий Freedom House. Но Туркменистан при этом вошел в «пятерку главных преступников в 2023 году» по версии организации.

И Ашхабад не заслужил бы этот статус без активной поддержки со стороны Турции, которая уже давно стала ключевым направлением трудовой миграции — десятки тысяч жителей репрессивной, экономически отсталой страны отправляются на заработки в турецкие города.

Источники Туркменской редакции Азаттыка рассказывают о тысячах случаях депортаций из Турции с тех пор, как Анкара возобновила действие визового режима. Однако закрытый характер авторитарного центральноазиатского государства затрудняет отделение политически активных мигрантов от обычных.

Но точно известно, что в Ашхабад были депортированы по меньшей мере шесть туркменских политических активистов: Фархат Мейманкулиев, Ровшен Клычев, Умит Кузыбаев, Довран Имамов, Максат Баймурадов и Сердар Дурдулиев, сообщает Туркменская редакция.

Дурсолтан Таганова — относительно известная оппозиционная активистка, проживающая в Стамбуле, как минимум дважды была на грани депортации еще до введения новых визовых ограничений, когда ее задерживали в 2020 и 2021 годах.

В 2020 году Таганова содержалась в депортационном центре. Ее освободили после того, как 11 правозащитных организаций призвали турецкие власти не доводить дело до депортации.

В 2021-м Таганова рассказала журналистам, что ее вызывали в турецкую миграционную службу, где предупредили, что у нее могут возникнуть проблемы с нахождением в стране, если она не прекратит свою политическую деятельность.

Туркменские активисты в Турции оказались в центре внимания в докладе, представленном для Универсального периодического обзора Туркменистана в Совете ООН по правам человека. Доклад написали Группа по защите прав человека Университета Южной Калифорнии и венская правозащитная группа «Свобода для Евразии».

Авторы доклада назвали Турцию «все более небезопасной средой» для туркменских политических активистов и правозащитников, где туркмены в целом сталкиваются со «слежкой, ограничениями на поездки, дискриминацией и другими злоупотреблениями, которые Ашхабад и Анкара все чаще используют для контроля и наблюдения» как за ними, так и за их родственниками на родине.

В докладе отмечается, что турецкая полиция «по сообщениям, составила список из 25 туркменских мигрантов, подлежащих депортации по указанию консульства Туркменистана [в Стамбуле]».

Эти согласованные усилия по прекращению статуса крупнейшего города Турции как центра туркменской политической активности могут принести желаемый эффект.

Эзиз Мамедов, проживающий в Стамбуле туркмен, сообщил о регулярных актах запугивания с тех пор, как он стал политически активным в 2021 году. Он рассказал, что неизвестный напал на него с ножом во время акции протеста у консульства.

В январе Мамедов заявил, что больше не занимается активистской деятельностью.

«Я подумал, зачем я бросаюсь в огонь, — сказал Мамедов. — То, чем мы жертвовали и что делали от имени [туркменского] народа, не оправдалось».

Последние новости

Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции (видео)
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции...
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ КАРАКАЛПАКСТАНА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ КАРАКАЛПАКСТАНА
Срочно! Задержание группы Пивоварова вероятно связано с его контактами с родственниками Даулетмурата Тажимуратова
Срочно! Задержание группы Пивоварова вероятно связано с его контактами с родственниками Даулетмурата...
Инцидент с группой Пивоварова на фоне напряженной ситуации в Каракалпакстане
Инцидент с группой Пивоварова на фоне напряженной ситуации в Каракалпакстане
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой