Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Совместное заявление неправительственных организаций на 60-ой сессии Комиссии ООН.

Совместное заявление неправительственных организаций на 60-ой сессии Комиссии ООН.

Источник: Международная Лига Прав Человека / 30 марта / Перевод с английского Проектом «Туркменистан» Института «Открытое Общество».

(Пункт повестки 11)

Благодарю вас, председатель.

Международная Лига по правам человека, Международная Хельсинская Федерация по правам человека и Мемориальный центр по правам человека [1] призывают Комиссию принять меры в связи с продолжающимися нарушениями прав человека в Туркменистане.

За последний год правительство Туркменистана систематически игнорировало и нарушало свои обязательства по договорам ООН, которые оно подписало и ратифицировало. Оно не приняло активных мер по осуществлению рекомендаций, содержащихся в резолюциях, принятых Комиссией в апреле 2003 года и Генеральной Ассамблеей в декабре 2003 года. Правительство также не отреагировало на схожую резолюцию, принятую Европейским Парламентом в октябре 2003 года, которая осудила ухудшение ситуации с правами человека в стране и в других регионах Центральной Азии. Правительство не предоставило периодических отчетов органам по соблюдению выполнения договоренностей и проигнорировало повторные запросы на организацию приглашений на посещение страны для специальных докладчиков.

Несмотря на эти усилия международного сообщества Туркменистан остается репрессивным и закрытым обществом, управляемым пожизненным президентом Сапармуратом Ниязовым, который контролирует все ветви правительства и объявил вне закона любые формы политической оппозиции и инакомыслия. Его партия является единственным законным политическим образованием, которому разрешено принимать участие в выборах. Все решения принимаются президентом. Частые и непоследовательные перемены в его кабинете говорят о том, что и высокопоставленные лица, не говоря уже о простом населении, практически не имеют возможности поставить под сомнение абсолютную власть и полномочия президента в государстве.

Основные свободы, включая свободу вероисповедания, ассоциаций, выражения и передвижения, жестко ограничены или в них полностью отказано. Ни одной независимой правозащитной группе не разрешено работать на территории страны, и многие активисты гражданского общества и оппозиции были вынуждены покинуть страну. На родственников ссыльных диссидентов оказывалось давление с тем, чтобы заставить уехавших отказаться критики политики правительства и обвинений в нарушениях прав человека.

После предполагаемого покушения на убийство 25 ноября 2002 года президент Ниязов начал массированную кампанию против политических оппонентов. Суды не были ни честными, ни беспристрастными, и независимые обозреватели не получили на них доступа. Некоторые оппоненты режима были приговорены к пожизненному тюремному заключению без проведения должного судебного разбирательства, также как и были получены достоверные отчеты о пытках, злоупотреблениях и плохом обращении с заключенными, некоторые из которых умерли, находясь под стражей, по причине плохого питания и жестокого обращения.

Увеличилось также количество задокументированных дел по дискриминации против национальных и других этнических меньшинств. В апреле президент отменил положение о двойном гражданстве для русских, проживающих в Туркменистане, под действие которого попадает более 100 000 человек. В июле группе лидеров НПО, куда входили и этнические русские, не позволили встретиться с российской делегацией, которая была послана для выяснения обстоятельств односторонней отмены туркменским правительством соглашения о двойном гражданстве. В другом случае этнической дискриминации правительство проводило политику насильственного переселения жителей в районе Дашауза на границе с Узбекистаном в непригодные для жизни места в пустыне, большинство переселяемых относилось в этническим узбекам.

Правительство жестко ограничивает свободу слова и выражения, независимой прессы не существует. Цензуре подвергаются все сообщения о новостях в стране. При ограниченном доступе к Интернету и спутниковому телевидению для туркменских жителей единственным способом получения независимого анализа и критики политики правительства являются сообщения в зарубежных средствах массовой информации, которые все больше подвергаются нападкам. Прошлым летом предположительно сотрудниками сил безопасности было осуществлено нападение на проживавших в Москве репортеров турменского радио «Свободная Европа», которые были избиты. 13 ноября корреспондент «Радио свободная Европа»/ «Радио Свобода» Сапармурат Овезбердыев был похищен и избит. И ранее в этом месяце двое других журналистов «Радио свободная Европа»/ «Радио Свобода» были арестованы по обвинению в измене.

Мы еще раз выражаем нашу озабоченность, которую мы высказывали на заседании Комиссии в прошлом году, в связи с плачевным положением с правами человека в Турменистане и призываем Комиссию еще раз принять резолюцию, осуждающую продолжающиеся нарушения основных гражданских и политических прав туркменского населения. Резолюция должна призвать турменские власти предоставить доступ Международному комитету Красного Креста на посещение политзаключенных; освободить немедленно и безоговорочно всех узников совести; потребовать международного мониторинга всех судебных разбирательств; призвать власти к отмене всех законов и указов, которые ограничивают свободу выражения, включая свободы вероисповедания, ассоциаций и собраний, или иначе нарушают международные стандарты; предоставить туркменским гражданам полную свободу передвижения и немедленно выдать приглашения соотвествующим органам ООН и Верховному Комиссару по правам человека, которые должны посетить страну и сообщить о найденных фактах на 61-й сессии Комиссии.

Спасибо за внимание.

Примечания

[1] Это заявление поддержано Международной Амнистией, однако по причине существующих ограничений по квоте Международная Амнистия не смогла поставить свою подпись под этим устным заявлением.

Туркменский Хельсинкский Фонд 5 апреля 2004 г.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.