В Туркмении наблюдается очередной скачок цен на продовольственные товары первой необходимости. Помимо хлебного дефицита, о котором мы не, раз сообщали, в центре внимания тех, кто должен заботиться о пропитании своих семейств, находится вопрос о сахаре и мясе.
Вот что сообщает "НВ" туркменский журналист Дурды Назаров:
Жители в шоке от стремительно растущих цен на сахар. Еще не так давно килограмм песка можно было купить по 7-7,5 тысяч манат, а сегодня он стоит 20 тысяч манат.
По мнению местных экспертов, нехватка сахара и повышение цен на этот продукт обусловлен не столько сезоном консервирования фруктов, столько последствиями неправильной продовольственной политики, проводимой правительством С.Ниязова. Сахар стал постепенно дорожать после того, как Украина и Россия по требованию Туркмении стали платить за поставленный в эти страны природный газ в твердой валюте. Напомним, что раньше за свой газ Туркмения получала лишь половину стоимости топлива в валюте, а остальные 50 % стоимости газа покрывались за счет клиринговых поставок товаров, в том числе и сахара.
Сахаром с Туркменией рассчитывалась и Грузия за газ, полученные еще в середине 90-х годов минувшего столетия. Однако эти поставки прекратились. Есть информация, что произошло это после того, как министр обороны Туркмении вышел на президента страны С.Ниязова с ценным предложением «отремонтировать в Грузии за счет долга этой страны за газ военную авиационную технику». Предложение это получило одобрение свыше и вместо грузинского сахара в Туркмению стали поступать отремонтированные в Грузии военные самолеты и вертолеты.
По мнению одного высокопоставленного чиновника в Министерстве торговли и потребкооперации Туркмении, стране для полного удовлетворения потребностей и населения, и перерабатывающих предприятий агропромышленных объединений необходимо иметь 105 тысяч тонн сахара в год. Мощности действующего в Мары сахарного завода едва составляет одну десятую часть об общей потребности страны. Лишившись поставок сахара по клирингу из Украины, России и Грузии, власти Туркмении своевременно не позаботились о дополнительных закупках этого продукта с целью восполнения назревающего дефицита сахара.
Кроме сахара, выросли цены на мясо. В Ташаузском велаяте сами власти спровоцировали рост цен на этот продукт. Во всех мясных лавках мясо продавалось по 40 тысяч манатов за кило. Представители хякимлика в сопровождении работников налоговой службы, полиции обошли всех мясников и потребовали от них, чтобы цена на мясо не превышала 35 тысяч манатов за килограмм. И что в результате? Мясники повозмущались втихую меж собой и вовсе свернули торговлю. В Ташаузе люди в течение нескольких дней не могли купить мяса. Цены на куриные окорочка американского производства и живую птицу на базарах резко возросли.
Эксперимент по снижению цен дал обратный эффект. Сейчас мясо во всех ларьках и базарных лавках города продается по 45 тысяч манатов, то есть на 5 тысяч дороже, чем это было до инициативы местного хякима.
В связи с ростом цен на мясо этот продукт для многих семей становится недоступным, что не может не вызывать недовольства среди горожан и жителей этрапов. «Хорошо что сейчас можно обходиться овощами, готовить блюда с капустой, картошкой, тыквой. Но что будем делать, когда овощной сезон закончится? Килограмм мяса, купленный на рынке, мы старались растянуть на три дня. Теперь вот попробуем растянуть на неделю. Я знаю, во многих семьях среди соседей мясо уже давно не покупают – у них просто нет денег», - говорит жительница микрорайона «Новруз» в Ташаузе.
Рост цен на продукты питания первой необходимости вынуждает людей либо полностью отказаться от многих продуктов, либо существенно ограничить их потребление. А это в конечном итоге не может не отразиться на здоровье населения страны, официальная пропаганда которой трубит на весь мир о наступлении золотого века туркменского народа.
К этому можно добавить, что, по информации, полученной корреспондентом "НВ" Оразом Сарыевым от источников в Ашхабаде, в столице цены поднялись на импортную муку – килограмм этого продукта стоит от 7 до 10 тысяч манат. Источники подтверждают, что цены на другие продукты, в частности, на зелень и картофель, стремительно растут. Говядины на ашхабадских рынках и рынках областных центров практически нет, и лавочники, как сообщает корреспондент, часто вместо говядины продают верблюжатину, нарезая ее мелкими кусочками.
Д.Назаров, О.Сарыев.
«Немецкая Волна»