Среди режимов, показывающих России ее возможное будущее, явно находится самый близкий нам во времени и в пространстве туркменский режим.
"Рухнама - наш путь, начавшийся в колыбели мира и уходящий за горизонты Золотого будущего", - писал Сапармурат Туркменбаши. Однако в одном из выступлений господин Ниязов (в настоящее время и.о. Туркменбаши - отца туркмен), видимо, решил приблизить сроки этого будущего, заявив, что XXI век будет золотым веком туркменского народа.
XXI век наступил, официальный сайт Туркменистана назван "Туркменистан - золотой век". Что ж, любопытно взглянуть, как оно там, в веке золотом. Например, с ВВП.
Берем последний "Всемирный экономический обзор" МВФ. В статистическом приложении к нему удается раскопать, что, оказывается, в золотом веке чудеса случаются. В 2001 г. ВВП Туркменистана вырос на 20,4%, в 2002 г. - на 19,8%, а в 2003 г. - на 16,9%. В России же 5,1%, 4,7% и 7,3%, соответственно. Неужели ВВП, стоящий во главе нашего государства, так отстал от их Баши?
Всемирный банк к туркменской статистике относится чуть более скептически, чем МВФ. Прирост ВВП за 2003 г. тот же, что и у МВФ (16,9%), но с припиской о том, что альтернативные оценки дают более низкий результат.
Праздное любопытство заставило заглянуть в эти оценки. И оказалось, что в Туркменистане ...
Талибанская статистика
Бывший вице-премьер Туркменистана по экономике, а ныне глава оппозиционного движения "Ватан" Худайберды Оразов в интервью радиостанции "Немецкая волна" 9 сентября 2004 г. отметил: "Я со всей ответственностью хочу сказать: все те цифры, которые называет С. Ниязов, не имеют под собой никакой реальной основы. В данном случае рост ВВП на 21% - это такая же "липа". Всякое упоминание любых реальных макроэкономических показателей считается страшным преступлением, а автору приклеивается ярлык врага народа и грозит длительное тюремное заключение. Сотни прекрасных экономистов или сидят в тюрьмах, или им удалось выехать из страны".
Далее ведущий спрашивает: "Каковы, по Вашему мнению, реальные экономические показатели сегодняшнего Туркменистана?"
Оразов: "На днях, выступая на заседании кабинета министров, Ниязов заявил, что надо формировать бюджет. Бюджет должен быть порядка $ 12 млрд. По моим прикидкам, то, что называет Ниязов, примерно в 20 раз больше реальных цифр".
Ведущий: "По какому принципу формируются именно эти показатели?"
Оразов: "В первое время Ниязов пытался подавать сигналы людям, которые работают в статистике, чтобы они приукрашивали данные, но в открытую он не пытался еще диктовать, какие должны быть цифры. В открытую Ниязов начал этим заниматься только после того, как близко сошелся с талибами и стал урезать отношения с цивилизованным миром, возлагая большие надежды на дружбу с талибами. На нынешнем этапе, после 1998 года, Ниязов сам стал диктовать те цифры, которые ему нужны. Каким образом они определяются?
Условно говоря, так. По странам СНГ у Казахстана или России - какой у них рост? Скажем, 12%. Он говорит: у нас должно быть 16%. И под эти 16% все пытаются перекроить статистические данные Туркменистана".
Вот какая она талибанская статистика!
Бизнес-климакс
Раз уж статистика, мягко выражаясь, подвела, то сведения о деловом климате пришлось раскапывать на оппозиционных режиму сайтах "Эркин Туркменистан" ("Свободный Туркменистан") и "Догры Ел", принадлежащем Республиканской партии Туркменистана. Вот некоторые результаты "раскопок".
В стране нет свободной конвертации национальной валюты. Между официальным курсом маната к доллару США и курсом черного рынка разница более чем в четыре с лишним раза. На разнице курсов делают большие деньги президент Ниязов и его ближайшее окружение, а также банковские чиновники, проводящие валютные операции. Это ведет к разорению населения, местных коммерческих структур. Ежемесячно закрываются по несколько сот частных фирм. Все лакомые куски поделены между зарубежными (в первую очередь, турецкими) и своими фирмами (в частности, фирмами, принадлежащими сыну Ниязова Мураду, который четыре года как уехал из страны и проживает в Австрии). Он занимается поставкой сигарет и алкогольной продукции.
Фирмы Мурада Ниязова полностью освобождены от уплаты всех видов налоговых обязательств. Любая другая фирма, желающая завезти в Туркменистан сигареты или алкогольные напитки, не может конкурировать по ценам с ними, т.к. только акциз на сигареты с фильтром составляет $ 1 на одну пачку, а на литр спирта - $ 4. И поэтому коммерсанты обращаются к Мураду Ниязову с просьбой освободить их от налогов, что он охотно делает за 30% от полученной прибыли. У каждого силового министра есть свои фирмы, которые он защищает от какой-либо конкуренции. То же самое имеет место в областях и районах. Каждый глава района (хяким) имеет фирму, и если есть возможность в его районе заработать, то зарабатывает только его фирма. К этой фирме не могут подступиться никакие фискальные органы.
Органы Комитета национальной безопасности (КНБ), прокуратуры, МВД, Налоговой инспекции ежемесячно облагают различными поборами еще не закрывшиеся независимые фирмы, так как у представителей вышеназванных органов зарплата мизерная, а других доходов нет. Вот и приходится им заниматься вымогательством у тех, кто может давать взятки. Президент страны, видя и зная это, не только не пресекает, а, наоборот, поддерживает данное явление. Боится возникновения массового слоя независимых предпринимателей.
Фискальным органам полагается 50% вознаграждения от общей суммы сокрытого долга. В условиях полного отсутствия права и незащищенности граждан силовые структуры могут у кого угодно добиться признания в несодеянном преступлении или в нарушении каких-либо законов. К руководителям фирмы на работу или домой приходят с обыском, описывают все имущество, замораживают счета в банках и полностью парализуют деятельность предприятия. Затем следователь предлагает закрыть дело за солидную сумму.
В случае отказа платить, в ход пускают шантаж: в карман или в дом подбрасывают героин и объявляют неугодного человека наркоторговцем. На суде выносят приговор, оправдательные доводы не принимаются во внимание. У предпринимателя конфискуют все имущество, фирму, а его самого сажают в тюрьму. От вырученных денег официально отдают 50% органу, который это дело раскрыл.
В Туркменистане можно оболгать любого бизнесмена, игнорируя закон и право. Довольны все: народ радуется, что наказаны богачи; прокуратура, МВД, КНБ - герои да еще и при деньгах; президент тоже доволен тем, что, не делая никаких затрат из собственного кармана, обеспечивает своих приспешников за чужой счет. В ущербе остаются предприниматели, которые хотят создать нормальную экономику в стране.
Помнится, Карл Маркс как-то писал: "Страна более развитая показывает стране менее развитой лишь картину ее собственного будущего". Что ж, если верить Марксу и оглядеться вокруг, то будущего россиянам ждать не так уж долго. Надо только набраться терпения. Не заметишь, как оно само придет.
Возможно, придет лично за тобой.
Спонсор оранжевой революции
В 2003 г. Россия (фактически "Газпром") и Туркмения заключили долгосрочное (на 25 лет) соглашение о поставках газа. Была оговорена стабильность цены до 2007 г. - $ 44 за 1000 куб. м. Причем половину этой суммы Россия выплачивает бартером. Выгодность сделки очевидна. Мировая цена превышает "башистскую" более чем вдвое! Обычно в подобных случаях циники говорят, что стороны в тени "пилят разницу", но мы-то не можем даже в страшном сне предположить, что "национальное достояние России" что-то скрывает от "нации".
Интересно другое. По бартеру Россия поставила Туркменистану не только трубы для газопроводов, но и своих граждан. Точнее, оставила их в распоряжении Туркменбаши. В ноябре 2004 г. ООН приняла вторую резолюцию "О положении прав человека в Туркмении", в которой, в частности, была выражена озабоченность "продолжающейся дискриминацией правительством Туркмении этнических русских... в области образования и занятости и их принудительного переселения". Россия при голосовании по резолюции благоразумно воздержалась.
А вот украинским гражданам повезло больше, чем российским. Летом 2004 г. Украина (заключавшая соглашение, подобное российскому) взвинтила цены на свою бартерную продукцию в пять-десять раз. Лишь в декабре Туркменбаши узрел сие, повысил в ответ цену до $ 60 с начала 2005 г., но было уже поздно. По сведениям руководителя исследовательской группы по России и СНГ немецкого фонда "Наука и политика" Р. Гетца, прямое участие в этом взвинчивании цен принимали компании, так или иначе аффилированные с Юлией Тимошенко.
Вот и стал "отец туркмен" спонсором "оранжевой революции". Что ж, как сказано в "Рухнаме", "человек оставляет после себя единственную память - совершенные им дела". А за это дело можно Сапармурата Атаевича и поблагодарить. Вдруг ему удастся повторить свой "благородный поступок" в другой стране.
Андрей Заостровцев.
ЦентрАзия.