Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Докладе Хельсинкской федерации подробно описываются нарушения прав человека.

В Докладе Хельсинкской федерации подробно описываются нарушения прав человека.

В опубликованном в апреле докладе, посвященном ситуации с правами человека в Туркменистане, предлагается оказать давление на Ашгабат и призвать его к ослаблению тоталитарного режима, сыграв на факте «зависимости» страны от экспорта энергии. Впрочем, аналитики сомневаются в том, что такая стратегия будет иметь эффект, учитывая недавнее укрепление российско-туркменских отношений, в частности заключение долгосрочного договора о поставках энергоносителей.

Международная хельсинкская федерация по правам человека в докладе, озаглавленном «Туркменистан: обанкротившееся государство», подробно описывает многочисленные нарушения прав человека, совершенные администрацией президента Сапармурата Ниязова. В докладе говорится, что Ниязов руководил «репрессивным государственным аппаратом», который «уничтожил все атрибуты демократического государства».

С точки зрения отношения к религии, Туркменистан относится к числу стран с многочисленными «ограничениями», утверждается в докладе. Правительство столь же враждебно относится к неправительственным организациям. «В стране существует всего несколько НПО, которые находятся на полулегальном положении», – говорится в докладе. «Каждый день они рискуют навлечь на себя преследования со стороны спецслужб, а [активисты НПО] живут под постоянной угрозой тюремного заключения».

Для тех, кто находится в конфликте с туркменскими властями, «пытки и жестокое обращение с задержанными являются скорее правилом, чем исключением», утверждается в докладе Хельсинкской федерации.

Пытаясь добиться улучшения ситуации с правами человека в Туркменистане, доклад призывает проводить политику контактов, а не изоляции страны от международного сообщества. «Зависимость Туркменистана от экспорта нефти и газа дает возможность международному сообществу оказывать давление на репрессивный режим», – делается вывод в докладе.

Несколько экспертов по Туркменистану, с которыми беседовал [корреспондент] EurasiaNet, не разделяют мнения Хельсинской федерации, согласно которому можно заставить Туркменистан улучшить ситуацию с правами человека, проводя в отношении него особую энергетическую политику. Расширение в течение последнего года российско-туркменских экономических отношений привело к тому, что Ниязов теперь надежно защищен от такого давления, считают эксперты.

Наиболее важной сделкой, заключенной между Россией и Туркменистаном, является соглашение о поставках газа сроком на 25 лет, которое может принести чистый доход Москве в размере более 350 млрд, а Ашгабату – 150 млрд за период действия договора, считает Надия Бадыкова, бывший эксперт туркменского правительства по внешней торговле.

Соглашение о поставках газа, заключенное во время визита Ниязова в Москву в апреле 2003 г. и подкрепленное договором о широком двустороннем экономическом сотрудничестве, который был подписан в феврале в Ашгабате, говорит о тенденции усилении российского влияния в Туркменистане, говорит Бадыкова. Это отражает также политическую зависимость Ниязова от России и материальную заинтересованность Москвы в сохранении политического статус-кво, добавляет Бадыкова, бывший фулбрайтовский стипендиат, а в настоящее время научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона. «Россия не может и не желает способствовать установлению демократии в Туркменистане», – считает Бадыкова.

Для Москвы расширение связей с Туркменистаном имеет геополитический смысл. «Они [российское руководство] понимают, что Туркменистан занимает важное положение в Средней Азии... и там нет американцев [военных баз США], это место как бы пустует», – сказала Бадыкова.

В исторической ретроспективе права человека никогда не играли большой роли во внешнеполитических расчетах Москвы. Но даже если бы они и играли какую-то роль, некоторые эксперты сомневаются в том, что изменение политики в энергетической сфере могло бы повлиять на ситуацию с правами человека в Туркменистане. «Россию не просто не интересуют права человека [в контексте ее отношений с Туркменистаном]; обычно она даже предпочитает иметь дело с диктатурами – с ними проще», – заявил Дэниел Киммедж, аналитик по Средней Азии и сотрудник Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

«Кроме того, прецедентов использования поставок углеводородов для оказания давления на режимы вообще не существует – разве санкции против Ирака принесли какой-нибудь результат?»

Международное сообщество обратило более пристальное внимание на ситуацию с правами человека в Туркменистане после того, как в ответ на попытку покушения на жизнь Ниязова в ноябре 2002 г. в стране начались репрессии. Ниязов обычно не обращает внимания на критику международных организаций, в том числе на заявления ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также на критику, с которой выступают отдельные страны, включая Соединенные Штаты.

«Туркменистану невыгодно осуждение со стороны ООН и ОБСЕ, это невыгодно ни для его экономического благосостояния, ни с других точек зрения», – говорит Аарон Родс, исполнительный директор венской Международной хельсинкской федерации по правам человека. «Проблема заключается в том, что в то же время это не имеет для него большого значения... Вряд ли Россия будет использовать свои экономические отношения с Туркменистаном как рычаг давления, призывая к соблюдению прав человека».

Россия и ее союзники не присоединились к странам, осудившим Туркменистан. «Ниязов понимает, что его дела плохи. Сегодня для него крайне важна поддержка России», – говорит Бадыкова.

Кен Стиэр “Eurasianet” 29 апреля 2004 г.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...