Туркменские власти по-прежнему не жалуют диссидентов. Даже если речь идет о людях, поверивших в обещания нового президента страны, в его курс на либерализацию, и желающих помочь ему.
Это подтверждает ситуация с Гулгельды Аннаниязовым, знаменитым гражданским активистом, вернувшимся на родину из Европы. Родина его встретила отнюдь не цветами…
В начале июня правозащитник Г. Аннаниязов сообщил о намерении вернуться из Европы в Туркмению. Он отправился из Норвегии в Казахстан, где предпринял усилия по получению от туркменских властей разрешения на въезд.
По мнению Аннаниязова, высказанному тогда в интервью «НВ», своим возвращением он способен помочь новому президенту Туркмении улучшить жизнь населения. Речь шла о медицине, об одолении наркомании. Однако ожидание положительного ответа от Ашхабада оказалось напрасным, и Аннаниязов отправился в Туркмению без официального разрешения. Судя по всему, он исходил из убеждения, что таким образом сумеет обойти стену, выстроенную между ним и президентом нерадивым, еще «ниязовскими» чиновниками.
10 лет за возвращение
Некоторое время о его судьбе общественность не располагала информацией, однако сейчас Ашхабад и сам не скрывает, что держит активиста за решеткой и намерен осудить его за незаконное пересечение границы. Ни больше, ни меньше, а на 10 лет! Рассказывает глава международной правозащитной организации Туркменский хельсинский фонд Т. Бегмедова: ТБ: Нам известно, что Г. Аннаниязов арестован, и он находится в МНБ. Как нам стало известно, ему дали возможность нанять адвоката. По сообщению его близких, Аннаниязов настаивал на присутствии адвоката, и не подписывал никаких документов, не желал разговаривать с теми, кто с ним беседовал в МНБ. После власти были вынуждены позвонить семье Ананиязовых и передать его требование о присутствии адвоката. Нам также известно, что родственникам удалось передать ему предметы первой необходимости. Также, со слов адвоката, мы узнали, что Аннаниязову грозит 10 лет заключения. Однако в уголовном кодексе мы не нашли статьи, которая предусматривает 10 лет за пересечение государственной границы. То ли тут неграмотное отношение адвоката, то ли тут явная игра адвоката на беде гражданина, то ли тут явное преследование со стороны властей. Время покажет.
Аннаниязов поверил обещаниям?
Скажите, а как понять, что Аннаниязова, вроде бы от гражданства Туркмении не отказывавшегося, собираются судить за пересечение границы собственного государства? ТБ: Как мы знаем, после того как он посетил посольство Туркмении, несколько недель он ждал ответа от туркменских властей, разрешения на въезд. Так он ответа и не получил. После этого он, как он сам говорил, был вынужден вернуться сам в Туркмению, чтобы добиться встречи в президентском совете – это была его цель, показать властям свои предложения по реформе медицины и образования.
Налицо несоответствие декларируемых заявлений и реальных действий. В своей предвыборной речи и во многих дальнейших выступлениях Г. Бердымухамедов обещал либерализацию общества и соблюдение прав человека. Аннаниязов поверил этим обещаниям, и поехал в Туркмению. Он считает, что не отказывался от туркменского гражданства, и хочет принести пользу Родине. Он допускает, что нарушил закон Норвегии, поскольку там имел статус беженца. Что касается Туркмении, то он, по его сведеньям, находится на особом учете, в так называемых «черных списках» преследуемых, и, значит, все еще имеет право считаться гражданином Туркмении. Это его версия. Кстати, он передал через адвокатов, что не собирается покидать республику, и если есть за что его наказывать, он отбудет наказание. Но, учитывая заявления Бердымухамедова, он рассчитывает на понимание сложившейся ситуации и надеется в крайнем случае на условное наказание.
По-ниязовски
Мы как правозащитная организация видим несоответствие наказания – 10 лет – с уголовным кодексом Туркмении, со статьей 214-й, где написано – до 2-х лет исправительно-трудовых работ.
Ваша организация, ТХФ, предпринимала попытки получить разъяснения по поводу ситуации с Аннаниязовым у государственных структур в Туркмении?
ТБ: Наши представители обращались в различные правоохранительные организации в Туркмении за разъяснением этой ситуации. К сожалению, им не отвечают, причем даже не называют фамилий и должностей. Родственники Аннаниязова уже несколько дней не могли найти местонахождение Аннаниязова. Им с трудом удалось добиться этого благодаря твердой позиции Аннаниязова, который отказывался говорить без адвоката, и тогда сотрудница МНБ, женщина, позвонила родственникам и передала требование найти адвоката.
Как нас сообщили, последние два, три дня телефоны родственников Аннаниязова и его друзей были отключены.