Систематические выступления первого лица туркменского государства о нарушениях прав человека в той или иной сфере не приводят к конкретным реформам, виновные не несут наказания, а продолжают бесчинствовать. Напомним, на заседании кабинета министров от 10 июля 2005г. президент Ниязов признал: в туркменских пенитенциарных учреждениях “все покупается и продается ...женщин насилуют...заключенных кормят комбикормами ...вершатся бесчинства”.
К сожаленью, более всего права туркменских граждан нарушаются на судебных процессах которые не отвечают принципам прозрачности, а в ИТУ творятся беззакония за которые никто не несет ответственности. Это подтверждает нижеследующий пример (из этических соображений мы не указываем имя пострадавшей и подробности дела).
16 сентября в Ашхабаде рассматривалось дело 25 летней девушки. На первый взгляд вроде бы имелись внешние атрибуты правосудия. Но на практике, как оказалось девушке дали возможность пообщаться с адвокатом в совокупности всего 30 минут, а судья вынес приговор сразу через 2 минуты после совещания. Никаких свидетельств со стороны защиты не было принято. Причем и в решении суда не приводятся ни речь адвоката, ни показания свидетелей. (Напомним, что в нынешнем Туркменистане полномочия государственного обвинителя на суде гораздо выше чем полномочия адвоката защиты).
Нам сообщили, что это было второе судебное заседание по ее делу. Учитывая наличие малолетнего ребенка первый суд приговорил ее к 8 годам лишения свободы условно. Затем, когда она пожаловалась на необъективность и незаконность действий властей, повторный суд нашел отягчающие обстоятельства и осудил ее на 13 лет лишения свободы с отбыванием срока в Дашогузской женской колонии.
Сообщают, что когда она находилась в СИЗО Туркменбаши ее избивали и насиловали в течении 7 дней. Там у нее не было доступа ни к врачу, ни к адвокату. Позднее выяснилось: задержанная была на 5 месяцах беременности; согласно медицинских документов вследствие насильственных действий эмбрион был поврежден. Через некоторое время семимесячную беременность по показаниям врачей (повреждение репродуктивной системы) пришлось искусственно прервать.
Мы намеренно не излагаем подробности дела, а считаем важным обратить внимание на факт отсутствия прозрачности правосудия в Туркменистане и продолжающееся бесчеловечное отношение работников спецслужб к задержанным.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.