Президент Туркмении Сапармурат Ниязов принял решение о переносе срока выборов в местные советы с декабря на июль 2006. Как передает корреспондент «НВ» Ораз Сарыев, местные СМИ оповестили население о том, что вместо начала декабря, как было решено на 16-м Халк Маслахаты в октябре прошлого года, местные советы будут избираться уже 23 июля.
Можно напомнить, что ранее план проведения выборов выглядел так: в декабре этого года избираются местные органы власти, через год, в декабре 2007-го, проходят выборы в областные и городские советы, и, наконец, по прошествии еще одного года, в декабре 2008-го, народ идет голосовать за кандидатов в депутаты парламента. Этот план был утвержден Народным советом, Халк Маслахаты, осенью прошлого года, но неожиданно подвергся коррекции – по крайней мере, первая его ступень. Какова может быть причина решения, принятого президентом страны, в которой, по представлению западных политиков и правозащитников, выборы в местные органы власти никакой роли в политической жизни не играют, поскольку являются чистой формальностью – списки кандидатов согласуются в различных инстанциях и утверждаются главой государства.
Однако, по мнению одного из известных туркменских специалистов по государственному праву, в этих действиях С.Ниязова можно проследить определенный политический расчет.
НН: Я думаю, что Сапармурат Ниязов в ходе предстоящего Халк Маслахаты собирается изменить структуру взаимоотношений и полномочия органов власти. Свои планы он публично не обсуждает, а говорит о них только с лицами из своего ближайшего окружения. Но, по поступающей ко мне информации, я делаю вывод, что Ниязов торопится так изменить структуру власти, чтобы президентские полномочия и полномочия парламента были сведены к минимуму, и были сконцентрированы в руках председателя Халк Маслахаты. Ниязова на Западе критикуют, что он – пожизненный президент, что срок, положенный по конституции, вышел. Отдавать власть он не собирается, но вынужден сейчас больше считаться с Западом – к этому его обязывает отсутствие по-настоящему надежного партнера по экспорту углеводородов из Туркмении. Он в этом отношении заинтересован в Европе, где за газ платят сразу. А европейцам необходимо для поддержания торговых отношений, чтобы он хотя бы косметически придал системе государственного устройства демократический вид. Насколько я знаю, приблизительно план такой: местные советы, без которых на селе не обойтись, надлежит выбрать еще до проведения Халк Маслахаты, который должен пройти в октябре, а на его заседании им вменить в обязанность выполнять волю Народного совета; от выборов в городские и областные советы отказаться – их состав будет назначен на том же Народном совете. Ну а 2008 год, выборы в парламент, далеко. Тем более, парламент составляет часть Народного совета, и все вопросы там будут решаться как бы и парламентом и Народным советом вместе, голосованием. При этом избираться Ниязов будет председателем Халк Маслахаты на законных основаниях.
В свою очередь, источник в администрации президента Туркмении сообщил, что туркменская сторона действительно ведет консультации по вопросам государственного реформирования с европейскими политическими институтами, и что ряд западных партнеров идут на это, поскольку, несмотря на все издержки с культом личности Туркменбаши, считают республику более стабильной, чем Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
В. Волков, О.Сарыев.
«Немецкая волна»