Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Право восхвалять...

Право восхвалять...

Одной из правозащитных организаций удалось, судя по всему, провести опрос граждан Туркменистана о ситуации с правами человека там. В среду международная правозащитная организация Туркменский хельсинский фонд распространила сообщение, в котором, в частности, говорится следующее:

« К международному дню прав человека ТХФ предложил своим членам, проживающим в Туркменистане, провести опрос среди населения. Опрашивались наугад знакомые, соседи и просто прохожие в трех городах страны. В перечень задаваемых вопросов входили:

1. Знаете ли Вы, что 10 декабря – Международный день прав человека? 2. Какова ситуация с правами человека в Туркменистане? 3. Какие, на ваш взгляд, права и свободы человека в Туркменистане не соблюдаются?»

В документе, распространенном ТХФ, приводятся некоторые ответы. Так, житель Ашхабада, занимающийся частным извозом, сообщил, что про 10 декабря как международный день прав человека не слышал, что единственное соблюдаемое право в стране – это восхваление президента, и в качестве главного права, которое не соблюдается отметил право на труд.

В то же время ашхабадская студентка заявила, что всем гражданам республики живется хорошо, что в «Рухнаме» С.Ниязов написал о туркменах, как о самом великом народе.

Всего приводятся девять ответов! Трудно представить себе, чтобы, скажем, в Германии подобная акция была названа опросом населения, однако необходимо учесть, что в последнее время и ООН, и ОБСЕ, и правозащитные организации неоднократно указывали на отсутствие свободы выражения своего мнения в Туркменистане – поэтому проведение подобной акции в трех городах страны можно отнести к событиям экстраординарным. Каким образом удалось сотрудникам ТХФ «разговорить» даже небольшое число жителей Туркменистана? С этим вопросом я обращаюсь к руководительнице ТХФ Таджигуль Бегмедовой:

ТБ: Члены Туркменского Хельсинского фонда были на импровизированной бирже труда, беседовали с людьми на рынке, на остановках. Это и знакомые, и соседи и просто прохожие. С самого начала разговора с опрашиваемыми члены нашего фонда предупреждают, что мы ни в коем случае не будем их «подставлять» и даже предлагают по желанию взять себе псевдоним. Всю ответственность берет на себя ТХФ, только мы знаем их настоящие имена. Нужно учесть, что членами ТХФ являются очень уважаемые в Туркменистане люди, которые своим авторитетом и образом жизни вызывают уважение среди жителей города, и жители доверяют им, поскольку знают, что мы постараемся не подставить опрашиваемых.

Согласились ответить человек 16. Есть такие, которые ответили частично.

На несоблюдение каких конституционных прав в основном жалуются люди?

ТБ: Как всегда, людям ближе то, что они не могут найти средства существования, не могут найти работу. Многие жалуются на проблемы здравоохранения. Многие люди озабочены будущим своих детей. Их образованием и тем, как они смогут жить и работать – нет перспективы, что молодежь сможет найти себе работу.

Есть ли реакция в мире на акции, проводимые вашей правозащитной организацией?

ТБ: Реакция в мире есть, и вы это видите. И ООН, и ОБСЕ, и правительства многих ведущих держав стали обращать более серьезное внимание на ситуацию с правами человека в Туркменистане. Огорчает то, что мы такие же заявления отправляем и в официальные органы в Туркменистане, которые полностью игнорируют все заявления международных правозащитных организаций. Ни одного ответа мы еще в Туркменистане не получили.

Не могли бы Вы привести примеры таких случаев?

ТБ: Пример мне сразу пришел на ум – это по поводу С.Бегмедова, которого лишили жилья и депортировали в северный город. Затем – это случай семьи Байхановых. У нас был пресс-релиз – их семья, братья Аннамухаммеда Байханова, его сын общались в ТХФ за защитой своего отца и дяди, которого посадили в туркменскую тюрьму. Всего было семь обращений начиная с августа по декабрь. Ни на одно нет ответа.

Какие выводы Вы бы сделали по результатам проведенного ТХФ миниопроса?

ТБ: Во-первых, огорчает то, что молодежь часто бездумно повторяет агитационную пропаганду официальных властей. Когда их опрашиваешь, огорчает то, что люди, кроме официальных туркменских праздников, не знают никаких международных дат. Очень мало людей, которые в сложившихся обстоятельствах могут постоять сами за себя. Они имеют надежду, что кто-то придет, и накажет злодеев. А позитивное то, что люди перестали шарахаться активистов-правозащитников. Один из членов ТХФ сообщил, что к одному из родственников «ноябрьских событий» за последний год с выражениями сочувствия приходило более тысячи человек, которые настроены весьма решительно.

Виталий Волков Немецкая Волна 10 декабря 2003 г.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.