Захожу днями в Интернет и вижу, что снова Александр Лукашенко с Западом бодается. Или Запад его бодает. Не важно, процесс идет – Америка ввела против Батьки новые санкции, ОБСЕ и Совет Европы тоже отметятся в ближайшие дни. Повода придраться Западу находить не надо, Батька сам его дает: раз за разом разгоняет митинги, закрывает газеты, наступает на прочие мозоли местной и западной демократий. И раз за разом поднимается волна возмущения европейских бюрократов поведением «последнего диктатора Европы».
Чудно все это. Особенно глядя из Ашхабада. Александр Лукашенко по сравнению с Гурбангулы Бердымухамедовым выглядит аки Вацлав Гавел. И газеты оппозиционные в Беларусь завозятся, и митинги проходят, и их разгоняют, но раз за разом они собираются, блогеры в Интернете пишут и пишут на Батьку пасквили, не скрывая своих лиц и настоящих имен. А попробовал бы хоть кто-то даже подумать организовать митинг в Ашхабаде или ввезти в Туркменистан десяток экземпляров оппозиционных газет! Ха, и его самого и всю его семью упекли бы в зиндан, и никто не поручился, что этот смельчак останется живым в ближайший год. Прецеденты были, прецеденты есть.
И дело вовсе не в том, что диссиденты и оппозиционеры Беларуси менее мужественные, чем их азиатские товарищи, вовсе нет! Может быть, даже более мужественнее. Но степень кровожадности режимов Беларуси и Туркменистана просто несопоставима и, самое главное – несопоставима реакция Запада на уровень демократичности наших стран. Лукашенко подвергается обструкции, а в Ашхабад все едут и едут гости из Европы и США. ОБСЕ устраивает конференции в Ашхабаде. И Генеральный секретарь ОБСЕ, Марк Пэррэн де Бришамбо «высоко оценил новые инициативы Гурбангулы Бердымухамедова»… И записной борец за права человека – американский сенатор Лугар после визита в Туркменистан хотел бы видеть Бердымухамедова в США. Чудно!
И «ежу понятно», что и американцам и европейцам от Туркменистана нужно только две вещи: первое – газ, и второе – газ в обход России. И европейскому чиновнику и американскому сенатору плевать на права человека и демократию в Туркменистане. И все стенания о демократии в Беларуси имеют ту же природу – их не интересует демократия как таковая, их волнует отсутствие антироссийской риторики в устах белорусского правительства. А уж отсутствие газа в Беларуси и вовсе делает критику лукашенковского режима просто истеричной.
И все это льёт воду на мельницу уже российских «суверенных демократов» и прочих «державников». Заумыши из числа записных кремлевских политтехнологов называют все это «двойными» стандартами. Но их понять можно, у самих рыльце в пуху и поднимают они обвинения в «двойных стандартах» как флаг в первую очередь не для того, чтобы в чем-то обвинять Запад, стоя на твердых позициях собственных убеждений, а для того, чтобы в очередной раз тявкнуть «сам дурак» в сторону Запада. И это еще один аргумент для российских «державников» в убеждении собственного народа в природной русофобии Европы и Америки: смотрите, мол, демократы бьют Лукашенко, он не против России, и готовы забыть про демократию там, где есть газ.
И что удивительно, газ и нефть оказываются в основном там, где понятия свободы и прав человека стремятся к нулю. И политика по их добыванию превращается в полное одурачивание своего и чужого народов. Европейскому обывателю говорят: «Смотрите, мы боремся за демократию в Беларуси, против диктаторского режима Лукашенко. Смотрите, мы противостоим российской газовой экспансии и боремся за энергетическую безопасность. Мы даже трубу с газом хотим протянуть через Кавказ и Каспий для того, дорогой наш европейский избиратель, чтобы у тебя в доме было тепло и сыто». А то, что в ту трубу газ будет покупаться у азиатских диктаторов, европейскому обывателю сказать забывают. Сознательно забывают. Как и то, что деньги, вырученные за тот самый «безопасный» от России газ, пойдут на укрепление азиатских диктатур и не только не улучшат жизнь простого народа этих стран, но и отбросят его еще дальше и от столь милой западным чиновникам демократии и от достойного качества жизни соответственно. Эти чиновники фактически расписываются в том, что стоят на позициях «демократического» расизма и «демократической» сегрегации. Дескать, одни народы достойны демократии, а другие могут без демократии и обойтись, белорусам демократия нужна как воздух, а прочие туркмены (узбеки, казахи) – просто азиаты, и дела не должно быть европейцам (и американцам), как азиаты свои азиатские дела решают.
Цинично? Да! Двойные стандарты? Безусловно! К чему тогда вся дипломатическая риторика, прячущая меркантильные интересы высокопарными фразами о высших ценностях демократии? Свергаем Саддама, талибов, грозим иранским муллам, травим Лукашенко, а Каримова и Бердымухамедова выводим за скобки… Почему? Где те критерии, которые позволяют отделить зерна от плевел и агнцев от козлищ? И если козлище определено в лице Лукашенко, то почему к тому же стаду не отнести и Бердымухамедова, который не только держит в тюрьмах политических заключенных посаженных Сапармурадом Ниязовым, да еще туда и собственных врагов сажает. Вызвал восторг отказ Каримова от смертной казни, так условия в узбекских тюрьмах таковы, что любое заключение там превращается в смертную казнь растянутую во времени!
И чем тогда отличается мышление западных бюрократов от газпромообразного мышления Владимира Путина, который просто, одним росчерком пера подписал пакетное соглашение с Ниязовым, получившим название «газ-люди», лишившего разом гражданства России свыше 120 тысяч этнических русских в Туркменистане и обрекших их на принудительную ассимиляцию? Только лишь тем, что сейчас Запад в лице своей дипломатии, уже открыто, не стесняясь, оставляет на заклание целые народы, по сути, одобряя репрессивную политику их правителей. За газ, конечно.
А обосновывают они свое стремление покупать газ у азиатов в обход России тем, что, дескать, это «…позволит народам этих стран получить новые возможности по укреплению своей независимости…», читай – избежать газового (и прочего) ига Российской Федерации. Но никто не объяснил и не показал, чем иго России хуже ига доморощенных сатрапов. И что подразумевается под понятием «независимость»? Да, страны получили независимость, но народы не получили свободы. И это совершенно разные категории и почему-то раз за разом эти категории, эти понятия подменяются. И уже по-другому видится независимость Косова. И будет ли там свобода вместе с независимостью? Поощряя этнократию вкупе с тоталитаризмом западные страны снова впадают в соблазн неоколониальной экспансии, прикрывая при этом сугубо меркантильные цели лозунгами о демократии и равных правах, не говоря при этом, что подразумевают свободу, права человека исключительно у себя дома.
Новая фаза неоколониализма, как логическое развитие стран демократии и сверхпотребления подводит черту под разделом мира на тех, кто достоин демократии и сытой жизни и всех остальных. Сытые залезли наверх и втянули за собой лестницу, сделав недосягаемым для других свой уровень жизни и никому нет дела до того, что этот уровень жизни достигался и достигается за счет других. За счет страданий других. За счет эксплуатации того, что принадлежит этим другим.
Увы, мы должны расстаться со всей романтикой демократии 80-х и 90-х, она давно стала почти неприличным проявлением комплексов отставшего от развития поколения. Цинизм и практицизм всей международной системы уже не маскируется высокопарными изложениями Всеобщей Декларации. А сама Декларация превратилась в обычную ширму, которую выставляют, чтобы прикрыть непотребные дела. Чтоб стыдно не было.
Мурад Айтаков (Ашхабад)