В последние два дня на улицах Ашхабада вновь появились вооруженные патрули, которых жители города не видели уже больше полугода, после завершения операции «25 санджар».
Значительно усилена охрана мест большого скопления людей: базаров, рынков, торговых комплексов, ресторанов. Уже несколько дней невозможно принимать передачи радиостанции «Азатлык» (Свобода). Значительно затруднен прием спутникового российского телевидения, лишь в отдельных районах города антенны продожают «ловить» сигнал.
Наблюдатели связывают подобное усиление активности правоохранительных органов с распространяющимися в обществе слухами о значительных перестановках в правительстве Туркменистана, происходящими на фоне серьезного ухудшения здоровья Сапармурата Ниязова.
Просочившаяся в российскую прессу информация об отставке и аресте генерального прокурора Туркменистана Курбанбиби Атаджановой до сих пор ни подтверждена, ни опровергнута местными властями. Между тем, уже появляются дополнительные сведения об участии К. Атаджановой и членов ее семьи в распространении полученных из-за границы наркотиков. Кроме того, по некоторым данным, по домашним арестом находится бывший министр национальной безопасности Туркменистана Батыр Бусаков.
Источник, близкий к руководству МИД Туркменистана, сообщил, что Ниязов всерьез рассматривает вариант с отставкой главы внешнеполитического ведомства Рашида Мередова и заменой его на посла Туркменистана во Франции Чары Ниязова. Руководить же дипломатической миссией в Париже отправится одна из ключевых фигур ниязовской номенклатуры, нынешний вице-премьер правительства Ёллы Курбанмурадов.
Все эти перестановки, которые могут состояться еще до 31 декабря, неизбежно повлекут существенные изменения во внутриполитическом раскладе туркменского государства и наверняка обострят раскол в обществе. Именно боясь этого, Ниязов распорядился привести правоохранительные структуры в состояние повышенной готовности к подавлению любого проявления мятежа. Очевидно, что расправляясь один за другим со своими бижайшими соратниками, а в лучшем случае, отправляя их в «дипломатическую ссылку», Ниязов скрывает собственное участие в международных финансовых махинациях, наркоторговле и поддержке террористических организаций.
Арслан Мамедов Гундогар 24 декабря 2003 г.